Россия, первый полет головного самолета – май 1914 г.
Справочник
С.Г. Мороз
Руководство Воздухоплавательного отделения «Русско-Балтийского вагонного завода» в Санкт-Петербурге разрешило своему Главному инженеру Игорю Ивановичу Сикорскому строить второй экземпляр тяжелого аэроплана «Илья Муромец» еще до окончания испытаний первого самолета этого типа и не просчиталось. Под впечатлением полетов первой машины Главное военно-техническое управление Военного министерства России выдало РБВЗ контракт № 2685/1515 на поставку 10 самолетов «Илья Муромец» для Императорского Воздушного Флота.
Роль его виделась в ведении стратегической разведки, бомбардировке и обстреле обнаруженных целей, воспрепятствовании полетам неприятельских бомбардировщиков и разведчиков – прежде всего, дирижаблей, а также в перевозке офицеров и важнейших грузов в интересах штабов уровня армия – фронт – Ставка Верхового Главнокомандования.
Фото: http://humus.livejournal.com/4047791.html
Продолжение, предыдущая часть: Тяжелый воздушный корабль военного назначения Сикорский С-22 «Илья Муромец»
Серийные самолеты «Илья Муромец» тип Б
«Илья Муромец» Б-2 (ИМ-Б, «Илья Муромец Киевский», № 128) экз. № 2, стратегический разведчик, по сути – учебный самолет.
Построен РБВЗ в августе 1914 г. по типу самолета № 107 («Илья Муромец» зав. № А-1, он же – Б-1) с отличиями:
- силовая установка в составе двух внутренних 6-цилиндровых двигателей «Аргус» (As II по 140 л.с.) и двух внешних 4-цилиндровых (As I) по 125 л.с.;
- сделаны новые топливные баки без отсеков для масла;
- сделаны новые масляные баки призматической формы, установленные сразу за моторами;
- общий запас ГСМ увеличен на 82%;
- размах верхнего крыла уменьшен, а нижнего – незначительно увеличен;
- длина фюзеляжа уменьшена;
- конструкция облегчена, при этом ее прочность улучшена;
- все пары колес обтянуты общими кожаными чехлами на шнуровке, превращавшими каждую пару в одно широкое колесо.
Фото: http://nik191-1.ucoz.ru
По сравнению с головным самолетом № 107 летные данные улучшились:
- скорость увеличилась на 5 км/ч (на 6%);
- потолок увеличился на 1500 м (вдвое);
- продолжительность полета увеличилась на 2 ч (в 1,7 раза).
Самолет построен РБВЗ в мае 1914 г. по инициативе завода (без заказа) и в том же месяце совершил первый полет (пилотировал самолет И.И. Сикорский). В ходе испытаний установил ряд мировых рекордов:
- 04.06.14 г. поднялся на высоту 2000 м с 10 пассажирами на борту;
- 05.06.14 г. прошел маршрут 650 верст (693 км) за 6 ч 33 мин. 10 сек. с четырьмя пассажирами на борту;
- 16.06.14 выполнил перелет Петербург – Киев с посадкой в Орше за 12 ч 50 мин. с полной нагрузкой 1610 кг;
- 17.06.14 выполнил перелет Киев – Петербург с посадкой в Новооскольниках за 18 ч 20 мин. с полной нагрузкой 1610 кг.
В июле 1914 г. самолет был представлен на Императорском смотре, где с ним ознакомились царь Николай II и находившийся с официальным визитом в России президент Франции Р. Пуанкаре (Raymond Nicolas Landry Poincaré). В это время самолету было дано официальное наименование «Корабль Киевский». Пуанкаре высказался о самолете весьма восхищенно, что видимо и подействовало на Николая II, который распорядился выделить РБВЗ из казны для дальнейших работ по самолету 100000 руб.
Примечание: название «Корабль Киевский», в дальнейшем носили еще 7 различных экземпляров самолета «Илья Муромец», какой-то логики в его присвоении не было и теперь оно не обозначает конкретный экземпляр самолета, а лишь запутывает исследователей, поскольку в документах часто упоминается вместо номера.
Самолету по штату полагалось вооружение:
- 1 пушка «Гочкис» (калибр 37 мм, скорострельность 10 выстр./мин., боекомплект 15 снарядов, вес около 95 кг, предполагалось ее применение для стрельбы по немецким дирижаблям, наземным и морским целям);
- 2 тяжелых (станковых) пулемета «Максим» российского производства (7,62 мм);
- 2 ружья-пулемета (ручных пулемета) «Мадсен» (7,62 мм);
- 2 автоматических пистолета «Маузер № 2» (предположительно, калибр 7,63 мм).
На время передачи самолет в августе 1914 г. не был укомплектован вооружением, а верхняя орудийная площадка на нем была снята.
Куплен для Офицерской воздухоплавательной школы за наличный расчет и направлен своим ходом на ее аэродром в Гатчину.
Списан в 1916 г. (ЦГВИА, ф. 493, оп. 5, д. 36, л. 165), по др. данным списан уже в 1914 г.
В конце 1914 г. самолет был затребован для формируемой ЭВК, но по просьбе командования ОВШ был оставлен в Гатчине для подготовки экипажей новых кораблей.
В то же самое время моторы «Аргус» с него были переставлены на другой самолет.
«Илья Муромец» Б-3 (ИМ-Б, «Илья Муромец Киевский», зав. № 135, борт № I) экз. № 3, стратегический разведчик, по сути – учебный самолет.
Примечание: приведенные здесь и далее бортовые номера римскими цифрами являются порядковыми номерами, под которыми первоначально принимаемые корабли зачислялись в ЭВК, но снаружи на их планере на видных местах они не наносились до 1920 г., к тому же в практически сразу в них возникла путаница и повторения, а в дальнейшем эти номера стали присваивать не кораблям, а экипажам, но и в этом случае четкости достичь не удалось, здесь они приведены потому что во многих документах о боевых действиях конкретных кораблей они названы именно этими номерами.
Построен РБВЗ в августе 1914 г. с отличиями от № 128:
- установлены одинаковые моторы «Аргус» – все 6-цилиндровые As II по 140 л.с.;
Фото: http://humus.livejournal.com/4047791.html
- сделана новая топливная система с двумя баками над внутренними моторами (отсеков для масла в них нет) и, вероятно, фюзеляжным баком;
- сделана новая масляная система с четырьмя призматическими баками, установленными за радиаторами охлаждения моторов;
- сделаны новые радиаторы, установленные наклонно по одному за каждым мотором (их общая охлаждающая поверхность, по-видимому, была больше, чем двух на самолете № 128);
- введены подкосы, связывающие верхние точки задних стоек «кабана» центроплана с рамами и верхними лонжеронами фюзеляжа;
- изменено остекление носовой кабины – добавлены два или три (точно не известно) прямоугольных окна в криволинейной части крыши над лобовым стеклом, фанерный люк под лобовым стеклом заменен стеклянным;
- на бортах кабины и в двери не сделаны круглые иллюминаторы – остались только по 6 квадратных окон на борт;
- снят «передний балкон», взамен непосредственно под лобовым стеклом установлена легкая рама на подкосах – на нее ставились подпорки, когда на стоянке поднималось лобовое стекло;
- сделано новое более прочное ограждение верхней пулеметной площадки;
- длинные средние противокапотажные лыжи заменены короткими, такими же, как на ООШ;
- сделана новая хвостовая опора шасси из двух горизонтальных лыж (нижняя рабочая, легкая верхняя предохранительная), прикрученных на амортшнурах на двух V-образных стойках вместо рычажного костыля;
- самолету было придано все штатное вооружение, но установлен при сдаче был только один пулемет «Максим» на верхней площадке.
Командиром корабля был назначен штабс-капитан Е.В. Руднев.
В августе 1914 г. на этом самолете были проведены испытания пушечного вооружения. Пушка «Гочкис» была установлена на «переднем балконе» и показала себя неудовлетворительно, дав рассеивание при стрельбе по наземной цели 200…250 м.
Утром 31 августа (13 сентября по н.ст.) 1914 г. корабль вылетел из Гатчины на Северо-западный фронт, но из-за встречного ветра 12 м/с совершил вынужденную посадку у ж/д ст. Плюсса, пройдя 177 верст (189 км) и при посадке был поврежден.
11 (24 по н.ст.) сентября 1914 н. прибывший из Петрограда механик РБВЗ закончил ремонт, и самолет перелетел в Двинск.
23 сентября (6 октября по н.ст.) корабль прибыл к месту назначения в Белосток на СЗФ. Общее полетное время было 14 ч, но на это потребовалось 24 календарных дня.
Во второй половине ноября (по ст. стилю) 1914 г. Руднев получил приказ перегнать самолет на а/д Старая Яблонна (ныне Яблона или Яблонь, севернее Варшавы у Новогеоргиевской крепости, Царство Польское, по-польски Stara Jablon).
25 ноября (8 декабря по н.ст.) 1914 г. он совершил промежуточную посадку во Львове (Галиция), где был представлен находившимся там Великим князьям Михаилу Александровичу и Александру Михайловичу (Романовым), которые осмотрели самолет – в то время и было сделано большинство его снимков. Там Руднев совершил на самолете по крайней мере один показательный полет, но не смог подняться выше 1375 м и написал рапорт о непригодности самолета к боевым действиям, отметив также недостатки моторов, которые считал ненадежными, и подал прошение о переводе в легкую авиацию. В ответ штаб Верховного главнокомандующего уведомил ГВТУ о приостановке приемки самолетов ИМ до устранения их недостатков.
Фото: http://humus.livejournal.com/4047791.html
В январе 1915 г. корабль прибыл в Яблонну, но требовал мелкого ремонта, который проводился при участии работников РБВЗ. Для разбирательства по рапорту Руднева прибыл Сикорский, который поднялся на отремонтированном самолете на 2200 м и он был признан годным для боевых полетов. Однако решение о приостановке приемки самолетов было отменено только в апреле 1915 г.
Списан в мае 1915 г. в Яблонне, двигатели переставлены на др. самолет (предположительно, № 151), на котором работали надежно в полетах продолжительностью до 5 ч.
Фото: http://humus.livejournal.com/4047791.html
«Илья Муромец» Б-4 (ИМ-Б зав. № 136, борт № II) экз. № 4, стратегический разведчик, по сути – учебный самолет.
Самолет построен с отличиями от предыдущего:
- установлены средние 14-цилиндровые двухрядные звездообразные моторы водяного охлаждения Сальмсон 2М7 (по 200 л.с.);
- установлены внешние 9-цилиндровые двухрядные звездообразные моторы водяного охлаждения Сальмсон В9 (по 135 л.с. по данным В.Б. Шаврова и 130 л.с. по М. Хайрулину);
- топливная система – с пятью баками (по одному над каждым мотором и один под центропланом верхнего крыла справа от ПСС);
- установлены новые радиаторы.
Из вооружения достоверно известно об установке пулемета «Максим» на верхней площадке.
Сдан РБВЗ в начале осени 1914 г.
По сравнению с головным кораблем серии Б № 128 вес конструкции был больше на 560 кг, а взлетный – на 150 кг, лобовое сопротивление выросло и все летные данные ухудшились.
Командиром корабля был назначен поручик А.В. Панкратьев.
24 сентября (7 октября по н.ст.) 1914 г. корабль вылетел по месту назначения, следуя на малой высоте вдоль линии ж/д Рыбинск – Виндава (ныне Вентспилс, Латвия), используя ее как ориентир. Охрана ж/д о полете уведомлена не была и у ст. Режица обстреляла корабль, который при вынужденной посадке получил значительные повреждения.
При полевом ремонте требовалось восстановить или заменить:
- носовую часть фюзеляжа (была смята);
- все нижнее крыло;
- один мотор.
Ремонт планера выполнили примерно за месяц, но гонку мотора, заказанного на замену, на РБВЗ выполнили на станке для ротативных моторов мощностью до 80 л.с. и вывели его из строя.
В конце ноября (начале декабря по н.ст.) 1914 г. корабль в разобранном виде и команду по ж/д доставили в Брест-Литовск (ныне Брест, Белоруссия).
16 мая 1916 г. на а/д Яблонна самолет был осмотрен Великим князем Кириллом Владимировичем (Романовым) со свитой.
Списан во 2-й половине мая 1915 г. в Яблонне.
«Илья Муромец» Б-5 (ИМ-Б № 137, борт № III, затем борт № VI) экз. № 5, стратегический разведчик, по сути – учебный самолет.
Построен РБВЗ осенью 1914 г. по типу самолета № 136, но установлена новая ХОШ с двумя одинаковыми главными лыжами (они были установлены бок о бок и касались земли одновременно).
Командиром корабля был назначен штабс-капитан В.М. Бродович.
В декабре 1914 г. прибыл на базу ЭВК в Яблонну и там был принят в казну.
7 марта 1915 г. получил новый бортовой номер VI.
30 апреля (13 мая по н.ст.) 1915 г. разбит поручиком Головиным в аварии на а/д Яблонна.
«Илья Муромец» Б-6 (ИМ-Б № 138, борт № IV) экз. № 6, стратегический разведчик, по сути – учебный самолет.
Построен РБВЗ осенью 1914 г. по типу самолета № 136.
Командиром корабля был назначен поручик С.К. Модрах (но он летал на нем только во время учебы в ОВШ в Гатчине).
По данным М. Хайрулина разбит 30 октября (12 ноября по н.ст.) летчиком штабс-капитаном Горшковым на приемо-сдаточном полете в Петрограде, но есть противоречие – по др. данным разбит в этот день был ИМ-Б № 137, и есть данные, что Модрах все же выполнил на нем полет в ОВШ.
«Илья Муромец» Б (ИМ-Б № 139), стратегический разведчик, по сути – учебный самолет.
По данным В.Б. Шаврова построен по типу самолета № 136. Других сведений нет и этот самолет не учтен в таблице выпуска.
«Илья Муромец» Б-7 (ИМ-Б № 143, борт № V) экз. № 7, стратегический разведчик, по сути – учебный и экспериментальный самолет.
Построен с моторами и шасси по типу самолета № 136, но с отличиями по остальной конструкции:
- топливная и масляная система с двумя совмещенными баками над внутренними моторами (возможно, были баки и внутри фюзеляжа);
- установлены радиаторы нового типа;
- в межлонжеронной части центроплана верхнего крыла убраны все нервюры, кроме крайних, под ним на стойках «кабана» укреплена платформа и стойка для пулемета – это, по-видимому, был первый самолет ИМ с пулеметной установкой в центроплане;
- под лобовым остеклением кабины установлены деревянные барельефы с государственным гербом Российской Империи и надписью «Илья Муромец» славянской вязью.
Сдан заказчику в сентябре 1914 г. Командиром корабля был назначен поручик Г.В. Алехнович.
В декабре 1914 г. прибыл на базу ЭВК в Яблонну и там был принят в казну в нарушение указания Военного Совета о запрете приемки самолетов ИМ впредь до устранения их недостатков.
В январе 1915 г. на корабле провели испытания установленной на верхней платформе безоткатной пушки системы Гельвига калибра 76 мм, которые дали отрицательные результаты:
- пушка для самолета слишком тяжелая, наводить ее неудобно;
- темп стрельбы недостаточен;
- пыж, вылетающий из обращенного назад ствола, создает опасность для своего самолета;
- рассеивание слишком велико.
Был сделан однозначный вывод о предпочтительности для обороны легких пулеметов.
В начале 1915 г. (предположительно, уже весной) самолет потерпел аварию на а/д Яблонна – были снесены шасси, поломаны все воздушные винты, повреждено нижнее крыло. Самолет пилотировал его штатный командир поручик Г.В. Алехнович.
Списан в мае 1915 г. в Яблонне.
2 (15 по н.ст.) октября 1914 г. ГВТУ выдало РБВЗ дополнительный контракт № 11356/5031 на постройку еще 32 кораблей типа ИМ. Однако после рапорта Руднева о непригодности самолета для военных целей, который поступил примерно в это же время, 20 ноября (3 декабря по н.ст.) 1914 г. он был приостановлен решением Военного Совета СВГК до устранения замечаний.
Всего построено 9 самолетов серии Б (головной № 107, № 128 и серийные с Б-1 по Б-7). Первые пять серийных самолетов сданы с августа по сентябрь 1914 г., один разбит на ПСИ (предположительно, ИМ-Б № 138, борт № IV), последний самолет сдан заводом в октябре-ноябре 1914 г., вскоре перед запретом дальнейшей их приемки, но на базе формируемой Эскадры воздушных кораблей она продолжалась и в декабре этого года – вопреки запрету.
Начало службы самолета сопровождалось многочисленными конфузами, причиной большинства из которых была отвратительная организация дела применения уникального воздушного корабля, равного которому пока не было ни у одной из воюющих сторон. А поручалось оно войсковым начальникам с генеральскими званиями – командирам полевых армий, к которым первые самолеты приписывались. Они отстали от жизни и оказались не готовы не только к применению нового оружия, но даже к приему его на своих базах. Страдала качеством и выучка назначенных на корабли экипажей.
И только когда в дело включились разработчики и строители самолета Шидловский и Сикорский оно пошло на лад.
Но было бы несправедливо во всем армейское начальство – самолеты «Илья Муромец» тип Б не были лишены болезненных недостатков и на РБВЗ это понимали все – от директора и до рабочих. Знал это и Сикорский, потому еще с лета 1914 г. работал над новой модификацией «Ильи Муромца» – тип В. Предыдущие воздушные корабли годились лишь в качестве учебных, а настоящая боевая работа начнется именно на них.
Смысл использованных в статье и таблицах определений, понятий и сокращений можно узнать, открыв наш краткий словарь по авиации и ракетной технике
Список использованных источников будет дан в последнем разделе «Справочника», посвященном самолетам «Илья Муромец»
Продолжение следует
Послесловие не в тему: а теперь я как обычно предлагаю Вам, уважаемый читатель, переключить свое внимание и открыть замечательный канал Кот-ученый. Там каждый найдет то, что он ищет – разумное, доброе, вечное. Ну и, конечно, интересное!