Продолжим вспоминать славную историю троллейбусных маршрутов города Волгограда. В прошлых публикациях я уже вспоминал маршруты № 1, № 1а, № 3, № 5, № 6, № 17, № 18, а сегодня начну заполнять пропуски.
Маршрут № 2
Троллейбусный маршрут № 2 начал свою работу в 1964 году. В официальном реестре маршрутов приводилась точная дата открытия маршрута 30 апреля 1964 года, но в книге к 100-летию волгоградского электротранспорта почему-то указывается октябрь 1964 года.
Троллейбусы следовали по новой линии от железнодорожного вокзала до улицы КИМ, где сейчас располагается Ворошиловский торговый центр. Лишь в 1965 году маршрут был продлён до площади имени Куйбышева, обеспечивая полноценную связь Центрального и Советского районов города по Первой Продольной магистрали, приходя на смену трамвайной линии до Ельшанки.
Шли годы. На смену троллейбусам модели ЗиУ-5 пришли более современные ЗиУ-682.
Ниже представлены перечни остановок маршрута № 2 в советское время.
Троллейбусы ЗиУ-682 так и оставались основой подвижного состава маршрута № 2 и в 2000-х годах.
Так маршрут исправно и проработал до 2011 года, не меняя свою трассу.
С открытием линии скоростного трамвая до станции Ельшанка в 2011 году круг замкнулся. Теперь современный трамвай пришёл на смену устаревшему троллейбусу. Троллейбусы маршрута № 2 стали работать по особым графикам преимущественно в ночное время. Маршрут становится призраком. Хотя как минимум до осени 2014 года он стабильно продолжал свою работу.
Вторую жизнь маршрут получил на период ремонта путепровода на улице Комсомольской летом 2015 года. Троллейбусная сеть оказалась разрезанной на две части.
На время перекрытия путепровода троллейбусные маршруты № 10 и № 15 доезжали лишь до улицы Новороссийской. А от железнодорожного вокзала в южном направлении в прежних границах следовали троллейбусы маршрута № 2.
Стоит отметить, что временные маршрутные указатели маршрута № 2 размещались не на положенных местах, где оставались родные маршруты троллейбусов. Всем этим как бы подчёркивался временный характер маршрута.
И ещё несколько фото с конечной остановки Площадь имени Куйбышева в последние месяцы работы маршрута.
Обслуживание маршрута троллейбуса № 2 было окончательно остановлено в конце декабря 2015 года.
Стоит отметить, что в постсоветское время с появлением маршрутных такси троллейбус начал испытывать жестокую конкуренцию с их стороны. Платёжеспособные пассажиры выбирали микроавтобусы, а троллейбусам доставались обладатели проездных билетов.
Самым успешным среди маршрутов, дублировавших троллейбус № 2, оказался № 55. На канале была публикация об этом маршруте.
Но и маршрутное такси в итоге было закрыто в 2015 году.
В настоящее время троллейбусное движение до железнодорожного вокзала отсутствует. А непосредственную связь вокзала с микрорайоном Тулака осуществляет маршрутное такси № 23а.
Маршрут № 4
Маршрут троллейбуса № 4 появился в 1967 году. Изначально троллейбусы курсировали от Пивзавода по Первой Продольной магистрали до площади имени Титова. Одной из основных задач маршрута являлась доставка рабочих на заводы «Баррикады» и «Красный Октябрь».
В 1970-х маршрут приостанавливает свою работу. На схеме маршрутов городского транспорта Волгограда, изданной в 1979 году, маршрут № 4 отсутствует.
Уже в начале 1980-х маршрут № 4 приходит на смену маршруту № 1а в границах «Железнодорожный Вокзал — Площадь имени Титова». Но и на этот раз маршрут не приживается.
Далее в 1980-х маршрут разворачивается в противоположном направлении в границах «Площадь имени Титова — Спартановка». В таком виде маршрут попал на схему маршрутов городского транспорта Волгограда, изданную в 1988 году.
Так маршрут № 4 и проработал как минимум до конца 1990-х годов.
Официально маршрут троллейбуса № 4 был отменён постановлением Главы администрации города Волгограда Юрия Чехова с 10 февраля 2000 года. На маршрутах троллейбусов № 8 и № 8а тем же постановлением было заявлено увеличение количества подвижного состава с доведением интервала в пиковые часы до 4 - 5 минут.
На схеме маршрутов на 2000 год в музее МУП «Метроэлектротранс» Волгограда маршрут № 4 уже отсутствует.
Маршрут № 8р
Стремясь не только улучшать транспортное обслуживание, но и облегчить навигацию в троллейбусных маршрутах Волгограда, не позднее 2001 года было принято решение ввести в границах бывшего маршрута № 4 новый маршрут № 8р. Если обыкновенная троллейбусная восьмёрка шла со Спартановки до железнодорожного вокзала, а маршрут № 8а от железнодорожного вокзала до площади имени Титова, то сокращённая восьмёрка с буквой р должна была помогать на участке от площади имени Титова до Спартановки. Вроде всё логично. Но мне кажется, что пассажиры за более, чем десяток лет, уже выучили трассу маршрута № 4. Нездоровая практика в наименовании троллейбусных маршрутов с дополнительными буквенными индексами продолжается и в настоящее время.
В перечне троллейбусных маршрутов на 1 января 2002 года у маршрута № 8р указана протяжённость 7,2 километра, время рейса 48 минут с интервалом только в пик 5 минут.
Проработал маршрут № 8р в таком виде совсем короткое время, не оставив о себе особых воспоминаний.
Спасибо за внимание!
------------
Использованы материалы из книги:
Пругло Н. В., Заплавнова О.Г. Народный транспорт Царицына — Сталинграда — Волгограда: из прошлого в будущее : К 100-летию трамвая, 50-летию троллейбуса / Н.В. Пругло, О.Г. Заплавнова ; МУП «Метроэлектротранс». — Волгоград : Панорама, 2013. — 432 с.: ил.
------------
Путеводитель по публикациям канала
#волгоград
#транспорт
#история
#фото
#троллейбус
#зиу