Найти в Дзене
Авторская гостиная

Никому не нужная ( часть 5)

Начало

А выпекание хлеба! Это же целое таинство, к которому бабушка готовилась загодя, на полном серьезе. Вера всегда считала бабушку волшебницей, ведь только волшебники могут выпекать такой ароматный и вкусный хлеб, который не черствел целую неделю и оставался таким же вкусным в любое время суток, хоть утром, хоть вечером.

Перед выпечкой хлеба, Пелагея Федоровна доставала из чулана кадушку для теста, или как она ее называла – квашню. Потом, вместе с внучкой она шла в амбар, в котором стоял ларь с пшеничной мукой. В амбаре был свой особый запах – мучной с примесью запаха дерева, сушеных трав, которые тут же были развешаны.

Бабушка открывала этот ларь и специальным совком набирала муку в холщевую суму. Затем снимала с гвоздя большое берестяное сито и несла все это в дом. Начиналась подготовка к выпечке.

Сначала она несколько раз просеивала муку. Потом выдвигала квашню, насыпала туда муку и, по одной ей известной мерке, наливала немного воды и выливала, заранее приготовленную закваску. Проделывала она все это с какими- то приговорами. Затем, перекрестясь, накрывала квашню полотенцем и ставила ее в теплое место, где она стояла до самого утра.

Всю ночь, перед выпечкой хлеба, бабушка практически не спала, постоянно проверяла опару, чтобы утром уже приступить к выпечке. Пока тесто поднималось, она с ним колдовала еще несколько раз. То кадушку переставляла в прохладное место, то снова в тепло. То тесто перемешивалось, то усаживалось. Когда тесто подходило окончательно, то есть вылезало из квашни, как его не осаживай, вот тогда бабушка немного успокаивалась- пора было приступать к выпечке.

С рассветом, подготовка к хлебопечению продолжалась. Бабушка Пелагея приносила со двора березовые дрова, растапливала печь. В ее устье закладывались дрова, разводился огонь и печка протапливалась до углей. Затем доставала хлебные формы и деревянную лопату. Все это тщательно чистила и мыла, а затем формы смазывала маслом, чтобы хлебушек не пригорал.

Пока горели дрова, бабушка наполняла тестом хлебные формы, готовила полотенца, на которые должен был укладываться и укрываться свежий хлеб.

Когда дрова прогорали, Пелагея Федоровна, открыв печь, расчищала кочергой и чистым веником под. Красные отблески углей озаряли ее доброе и взволнованное лицо. Потом она размещала на поду формы с тестом, зарывала заслонку и, перекрестившись говорила:

- Вот и, Слава Богу, высадили хлебушек.

Через некоторое время по всей избе разносился запах ароматного хлеба, который бабушка аккуратно доставала деревянной лопатой из печи, вытряхивала его из формы на чистые полотенца, слегка сбрызгивала аппетитную верхушку водой и накрывала другим полотенцем.

Из оставшегося теста она делала бублики и крендельки и отправляла в печь.

Вера всегда любила пробовать еще горячую корочку , только что испеченного хлеба и для нее не было ничего вкуснее на свете. А еще, очень гордилась, когда бабушка ей говорила:

- Ну, Слава тебе, Господи, мы с тобой справились внученька. Я без тебя и половины бы не успела,- бабушка ласково прижимала к себе девочку и целовала в макушку.

Вера Кузьминична смахнула слезу. Что- то в последнее время она слишком много стала плакать. Хватить жить воспоминаниями, впереди радостное событие, свадьба единственной внучки. Радоваться надо!

Наконец настал день Дашиной свадьбы.

Накануне позвонила Валентина и сказала, чтобы мать приезжала вечером в кафе, в котором будет проходить банкет. Вера Кузьминична заикнулась, что хотела бы и в Загс приехать, чтобы полюбоваться внучкой.

- Ничего, мам, в ресторане полюбуешься. Я же о тебе забочусь, на улице жарко, до вечера ты устанешь. К тому же, молодые после росписи кататься на машинах поедут, ты же не поедешь с ними? А банкет только в 6 часов.

Вот и приедешь сразу туда. И оденься, пожалуйста, поприличней, чтобы перед сватьями не опозориться.

На самом деле, Валентину абсолютно не волновало состояние матери. Даша категорически ей заявила, чтобы бабушки на росписи в Загсе не было, не хотела портить свадебные фотографии, когда будут фотографироваться вместе с гостями.

Она и на свадьбу бы ее не пригласила, но хотелось покрасоваться перед новыми родственниками тем, что бабушка ей на свадьбу квартиру дарит. Может и те, что нибудь ценное преподнесут.

Надежда тоже с утра не поехала в Загс, отлеживалась, после очередной встречи с подругами.

Поэтому, вызвав такси, они с Верой Кузьминичной отправились в ресторан вместе.

Бабушка надела свое самое нарядное и любимое, кримпленовое платье. Когда был жив муж, она часто ходила в нем на праздники и надевала в гости.

Гладко зачесала свои седые волосы и собрала в пучок, заколов шпильками. Платок на голову надевать не стала- праздник все-таки.

Подъехав к ресторану, они поднялись на второй этаж, где уже начали собираться гости. Молодожены еще не подъехали, поэтому за столики никто не садился, все ждали их приезда.

На столах стояли таблички с указанием имен гостей, кто где должен сидеть. Вера Кузьминична нашла свое место за дальним столиком, который практически находился в углу, рядом с музыкальными колонками.

Внизу послышались гудки машин, которые извещали о прибытии жениха и невесты. Присутствующие в зале спустились в холл, вышли на улицу и выстроились коридором – справа и слева от входа в ресторан. Родители молодых стояли на входе. Сваха, мать жениха держала на подносе каравай, а сват- икону, чтобы благословить молодых. Валентина и Сашка стояли рядом, держа в руках фужеры с шампанским.

Молодые прошли сквозь коридор гостей, которые осыпали их лепестками роз и подошли к родителям. Затем, по традиции, отломили по кусочку от каравая, запили шампанским и направились в банкетный зал.

Вера Кузьминична стояла вдали и любовалась внучкой. Какая же она была сегодня красивая, в пышном кремовом платье, с красивой прической. Даша просто сияла от счастья, а еще больше радовалась за свою внучку бабушка, в душе желая ей счастливой семейной жизни.

Наконец, все уселись за столы, и тамада произнес первый тост в честь молодой пары. Затем молодых поздравили родители жениха и невесты, крестная жениха и , наконец то, дали слово Вере Кузьминичне, как бабушке невесты.

Она поднялась со своего места, держа в руках ключи от квартиры, которые ей незаметно передала Валентина:

- Дорогие мои, Дашенька и Алексей,- обратилась она к молодым. Я очень рада, что дожила до того дня, когда выдаю замуж свою внучку. Я желаю вам долгой и счастливой совместной жизни, чтобы вы всегда вместе шли рука об руку и в скором времени порадовали меня правнуками. А чтобы вы свили свое семейное гнездышко, дарю вам ключи от квартиры.

Она положила ключи от своей, но уже чужой квартиры на поднос ведущего.

Гости одобрительно загудели и зааплодировали.

Даша с Алексеем вышли из- за своего стола и принялись обнимать бабушку, за столь щедрый подарок, изобразив на лице изумление, как будто для них это было сюрпризом.

Продолжение завтра...