Титул главного писателя Карабаха Абдуррагим-бек Ахвердиев получил еще при жизни и сохраняет до сих пор – никто ни до ни после не рассказал лучше и честнее об этой прекрасной земле и ее жителях.
С точки зрения законов Российской империи родившийся в 1870 году Абдуррагим принадлежал к привилегированному классу, был дворянином. Но что это за дворянство?.. Отец был до того нищ, что служил переводчиком в Шушинском уездном правлении. Да и умер он, когда Абдуррагиму едва исполнилось три года. Перспективы у юного дворянина были, прямо скажем, так себе. Но азербайджанская община сильна своими родственными связями, а уж в Карабахе обогреть сироту и вовсе дело чести.
Родственники взяли мальчика под свою опеку, поставили на ноги, в десять лет отправили в Шушу, отдали в шестиклассную школу. Оттуда Абдуррагим перешел в реальное училище – сперва Шушинское, а потом Тифлисское. Будущее его в этой связи можно было предсказать достаточно определенно: в реальные училища шли те, кто связывал свою дальнейшую жизнь с твердой, «настоящей» профессией, с техникой, промышленностью. Так и получилось: окончив в возрасте 21 года Тифлисское реальное училище, Абдуррагим-бек Ахвердиев становится студентом Института инженеров путей сообщения в Петербурге.
Студенты тогда носили полувоенную униформу с поперечными погончиками, украшенными царскими вензелями. Но вид у 23-летнего Ахвердиева совсем не военный. Да и в блестящем Петербурге карьера путейца видится ему уже не столь манящей. Но Абдуррагим чужд светских развлечений: его влечет словесность, причем словесность родная, азербайджанская. Не бросая Института путей сообщения, он поступает вольнослушателем на восточный факультет столичного университета. Сфера его интересов – арабский и персидский языки и вообще исламская культура. А еще – театр. Вероятно, первый раз Ахвердиев увидел сцену в Тифлисе (в Шуше регулярные спектакли начались в 1896 году, когда Абдуррагим уже жил в России). Но, конечно, никакого сравнения с Александринским театром тифлисский, при всем к нему уважении, выдержать не смог. Александринка – любимый театр Ахвердиева. «По меньшей мере раз в неделю я ходил в этот театр, иные недели он привлекал меня и по два, и по три раза». «Театральным человеком» Абдуррагим стал сразу и бесповоротно. Студентом первого курса он пишет свою дебютную пьесу «Съешь гусиного мяса, узнаешь его вкус». Эстетические и общественные взгляды Ахвердиева стали понятны сразу же: он человек и писатель европейской культуры и европейской традиции, его идеал – прогресс, а все, что прогрессу мешает, он будет высмеивать, а если надо, то и бичевать. «Съешь гусиного мяса» – комедия о многоженстве, следующая пьеса – «Разоренное гнездо» – драма из сельской жизни, герои которой, обедневшие дворяне, не в силах из-за своей косности привести в порядок хозяйства.
***
На родину он вернулся почти в 30 – и сразу с головой окунулся в местную культурную и общественную жизнь. Ахвердиева в тот период можно назвать первой фигурой азербайджанского театра. Он работает сперва в Шуше, потом в Баку, учит актеров и режиссеров, ставит сам. Его кредо – театр должен быть профессиональным, время дилетантских домашних спектаклей ушло. Его пьесы «Несчастный юноша» и «Волшебница Пери» уже не просто драмы, а настоящие высокие трагедии.
В 1904 году Ахвердиева избирают членом городского управления Шуши, а в 1906-м – депутатом Государственной думы. В парламенте империи заседало всего шесть азербайджанцев, они придерживались разных политических взглядов, но всеми двигало желание помочь своему народу. К сожалению, IГосударственная дума просуществовала всего несколько месяцев, но Ахвердиев запомнился активной деятельностью. Так, 26 июня 1906 года 31 депутат направил министру внутренних дел Столыпину запрос о целесообразности сохранения усиленной охраны в ряде местностей. Среди этих депутатов был и Ахвердиев – ничего удивительного, ведь чрезвычайное положение сохранялось и в Карабахе, а значит, дело это напрямую касалось его соотечественников. Но было бы неправильно думать, что парламентарии-азербайджанцы выражали только местнические интересы. Депутаты Алиев и Мурадханов протестовали против актов насилия в Харьковской губернии, будущий председатель парламента АДР Алимардан-бек Топчибашев защищал крымских татар, а будущий военный министр АДР Исмаил Хан Зиятханов – жителей Прибалтики. Абдуррагим-бек Ахвердиев выступал в поддержку жителей Польши, требуя прекратить смертные казни в Новоминском уезде.
После роспуска Николаем II Госдумы Ахвердиев, в отличие от Зиятханова и Топчибашева, не подписал «Выборгское воззвание», призывавшее жителей империи к гражданскому неповиновению, и благодаря этому избежал репрессий правительства. Его ждали Баку и рукопись исторической трагедии «Ага Мухаммед-шах Каджар», увидевшей свет в 1907 году.
Тот год вообще оказался ключевым в жизни Ахвердиева. Во-первых, он дебютировал в совершенно новом для себя качестве. Вернувшись в Баку, он узнал, что братья Узеир и Джейхун Гаджибейли заперлись в гостинице «Исмаилия» и работают над оперой «Лейли и Меджнун». Согласно их замыслу, первую азербайджанскую оперу должны были сыграть только своими силами. И если с режиссером проблем не было – первый азербайджанский профессиональный постановщик Гусейн Араблинский охотно присоединился к проекту, то с дирижером возникли сложности. Дирижеров-азербайджанцев, знакомых с традицией мугама, попросту не существовало. И тогда на помощь Гаджибейли пришел Абдуррагим-бек Ахвердиев – он встал у дирижерского пульта во время первого исполнения «Лейли и Меджнуна» 12 (25) января 1908 года в театре миллионера-мецената Тагиева.
А во-вторых, именно в этом году он получил работу, благодаря которой станет известным всему Азербайджану. Издатель журнала «Молла Насреддин» Джалил Мамедкулизаде предложил Ахвердиеву сотрудничество. Этот альянс продлится четверть века, до самого закрытия «Моллы» в 1931 году. Ахвердиев опубликует в журнале свои самые острые и злободневные книги – «Письма из ада» и «Путевые заметки Мозаланбека». В 1927 году Мамедкулизаде так оценит вклад Ахвердиева в «Моллу Насреддина»: «Абдуррагим-бек Ахвердиев прежде всего со дня основания альманаха «Молла Насреддин» и до сего дня считается одним из самых близких сотрудников и одним из товарищей в степени советника».
***
Но главным в жизни Абдуррагим-бека Ахвердиева оставался театр. «Голодные простаки», «Химера», «Красная старуха», «Старый тарист», «Любовь падишаха», «Двери правосудия», «В тени дерева», «Вавейла», «Жертва сцены», «Старое поколение», «Отчий дом», «Мешади Гулам учится дикции», «Женский праздник» – всего около 30 пьес, золотой фонд национальной драматургии. А еще – серьезные работы по истории и теории азербайджанского театра. А еще – переводы: Шекспир, Шиллер, Горький, Чехов. Абдуррагим-бек Ахвердиев в 1920-е годы – столп не только азербайджанского театра, но всей интеллектуальной жизни республики. Он преподает в университете – с самого его открытия. А когда Наркомпрос принял 5 мая 1923 года постановление об учреждении Общества обследования и изучения Азербайджана, Ахвердиев становится его активнейшим членом. Первым формальным руководителем Общества стал профессор-почвовед Владимир Смирнов-Логинов, а Ахвердиев – его заместителем, но уже с 1924 года Ахвердиев – полноправный руководитель общества. И это не случайность, Ахвердиев – крупный ученый, признанный и в Москве, член-корреспондент Центрального бюро краеведения при Академии наук СССР.
Для нужд организации отвели знаменитое здание «Исмаилия». Бакинцы знают, что находится в нем сейчас. И это неслучайно. В 1929 году Общество обследования и изучения Азербайджана было реорганизовано в Азербайджанский государственный научно-исследовательский институт (АзГНИИ). В 1932 году на базе АзГНИИ и Азербайджанского института по изучению естественных производительных сил создано Азербайджанское отделение Закавказского филиала Академии наук СССР, в свою очередь преобразованное в Азербайджанский филиал АН СССР, а в 1945-м – в Академию наук Азербайджана. Так что заседающий и поныне в бывшем дворце «Исмаилия» президиум Национальной академии наук может считать одним из своих создателей Абдуррагим-бека Ахвердиева.
К сожалению, до всех этих революционных преобразований один из создателей азербайджанского театра не дожил – 12 декабря 1933 года Абдуррагим-бека Ахвердиева не стало. Имя драматурга присвоено агдамскому театру, у истоков которого он стоял.
Текст: Алексей Королев
Коллаж: Сергей Снурник
Журнал "Баку"