На экскурсию рассчитывать не пришлось, - людей нет. Работники музея, похоже, обрадовались живой душе и охотно сопровождали, отвечая на вопросы.
Монплезир и Банный корпус две разные постройки, разница между ними без малого 150 лет. Время и реставрации сгладили отличия. Деревянную мыльню Петра I начала 18 века Павел I перестроил в каменную Баню для кавалеров по проекту Дж. Кваренги. Во второй половине 19 века архитектор Э. Ган создал Банный корпус для супруги Александра II. Реставрацию корпуса завершили только в начале 21 века.
Перед последней остановкой в Дармштадте свита подтрунивала над цесаревичем. Папин список европейских невест был исчерпан и не одна ему не понравилась. Саша увидел ее, когда она ела вишни. Принцессе Марии Гессенской было 14 лет. Воспитывалась она в тишине замка вдали от двора, и это сказалось на ее характере. Александр, сын Николая I влюбился и не просто влюбился, а готов был отказаться от трона.
В браке императорская чета прожила почти 40 лет, Мария Александровна родила 8 детей из них две дочери. Пережила многочисленные измены мужа, пokyшeнue на него, была терпелива, учредила Красный крест, покровительствовала бoльнuцaм, богадельням, гимназиям, тратила большие суммы денег на поддержание вдов и сирот. Мариинский театр носит ее имя.
Здоровье императрицы было не слишком крепким, климат Петербурга ей не подходил, да и cmep-ть двух старших детей не пошла на пользу. Чтобы поддержать супругу #Александр II принял решение о перестройке петергофской Бани.
По совету лейб-медика С.П. Боткина, который был не только хорошим терапевтом, но благотворно влиял на психику пациентов, лeчeниe легких императрицы проводилось в контрастных ваннах. Для этих целей было построено несколько помещений по примеру водолечебниц Европы.
Здесь нет грандиозных залов, все уютное и миниатюрное. Каждый предмет несет свою функцию, начиная от мебельных гарнитуров и завершая бантиками на шторах.
Изящная приемная со столиком-трансформером возле окна, - незатейливая и прекрасная выдумка мастера. Если вышивание наскучило, можно убрать пяльцы, закрыть крышку, опереться локотками на столешницу и приступить к чтению или созерцанию садика за окном.
Такова же и #Туалетная, камин, маленькая скульптура в углу, голубой мебельный гарнитур и стол с красивыми безделушками для поддержания женской привлекательности и подготовке к водным процедурам. Выскользнув из корсета и подвязок, Мария Александровна начинала свое водолечение.
В Холодной ванне все приспособлено для расслабления и удобства. Начиная от дубовой емкости, которая наполнялась водой из залива и завершая люстрой-душем над ванной.
В распечатке, которую мне дала смотрительница зала, акцент сделан на зеркале в фарфоровой раме. Вещь сделана искусно, только меня покорил душ-люстра, увитый гроздья винограда и легкими вьюнками из стекла, - тонкая и радостная работа, да еще из лейки поливает.
В Теплой ванне изящества меньше, лопатка для перемешивания воды и прочие предметы для удобства женщины – только руку протяни или ножку поставь. У окна хитрый амурчик с лирой и поднятыми крылышками, и дверь ведущая в Паровую, которая бездействует, но сохранила запахи березовых веников и меда.
В витрине тончайшее белье, вдоль стен из липы ушаты, ведра, ковши, у выхода печь, на лежанке ядра. Не камни, которые при нагревании отдают тепло, а пyшeчныe ядра, которые дольше его сохраняют. Первый раз увидела подобное использование cнapядov в мирных целях.
Не зная названия и не видя полностью помещения, понимаю, что это Растрелли. Ассамблейский #зал, сохранил черты, которые придал ему зодчий. Окна слева и справа, приглушенный свет, шпалеры начала 18 века, изготовленные в Петербурге, в центре большой стол с майссеновским сервизом. Здесь проходили парадные обеды в память об ассамблеях, которые учинял Петр в Монплезире. Потолок в лучших традициях #Растрелли и много мелочей, характерных для стиля архитектора.
Смежное помещение #Тафельдекерская – от немецкого словосочетания «накрывать на стол». В центре зала стол для официантов, серебряные «холодильники» для бутылок, на каждую из которых вешали ярлык с названием напитков. Здесь же вилка для лимона, нож для сыра, лопатка для икры – много красивых и не всегда известных столовых приборов. Меню – настоящее произведение искусства.
Вдоль стен дубовые шкафы по чертежу Ф.-Б. Растрелли, в верней части посуда, внизу ящики для столового белья. Как не вспомнить Петра, который ввел в обиход салфетки, которые клали рядом с тарелкой в виде корабликов и треугольников. Прежде при дворе вместо салфеток использовали капустные листья, край скатерти или бороду.
За следующей дверью меня встретили потоки света, блеск меди, сахарная голова, тыква, окорок – царская кухня идеальных размеров и порядка. В поварне трудилось не менее 10 человек и правил хозяйством, порой круглосуточно, самый главный повар. Каменный пол, беленые стены, - с удовольствие прошла несколько раз из конца в конец помещения, и бодро перешла в Кофишенскую. Здесь готовили кофе, какао, чай.
Меня интересовал самоварчик-эгоист, символ русского гостеприимства. Обычно пользовался «успехом» у холостяков и в царской армии. Малыш быстро грел воду и давал возможность хозяину оперативно побриться и выпить чашку чая. Из Кофишенской я вышла в Китайский садик. Степенно и в одиночестве прошла по дорожкам и мостикам, постояла у балюстрады, и здесь раздался телефонный звонок.
На северный флигель времени мне не дали, шар-брызгало не увидела, вместо этого побежала с заботой на лице к выходу. Впереди ждала штpaфcтoянкa и прочая суета, а вспомню Банный корпус и не холодно на ветру.
Спасибо, что прочитали!