Найти тему
С Богом по жизни

ТЕЛО, ДУША И ДУХ

Почти все мы хотим знать, что произойдет в будущем, и те, кто претендует на умение предсказывать это будущее, в определенных кругах пользуются немалой популярностью. Читая книгу с напряженным сюжетом, мы часто заглядываем на последние страницы, чтобы узнать, чем все закончится. Многие из нас хотят узнать, что будет после смерти. Благая весть состоит в том, что мы можем, так сказать, обратиться к последним страницам и прочесть о том, что произойдет, когда мы уйдем из этой жизни. Бог не открыл всего, что нам хотелось бы знать, но Он открыл достаточно, чтобы мы поняли, что, ступив на порог смерти, мы окажемся участниками величайших драматических событий нашей жизни. Хотя “живые знают, что умрут” (Еккл. 9:5), нам неизвестно, как долго мы будем жить. Большую часть времени, отведенного нам, мы готовимся к жизни, которая, как мы знаем, неопределенна, и мало времени уделяем подготовке к смерти, которая, как известно, неизбежна.

Почему мы так интересуемся смертью, почему нас должно заботить, что произойдет, когда мы умрем? Каковы ощущения во время смерти? Как она воздействует на нас? Понять ответы на эти вопросы - значит изменить свою точку зрения на смерть, сформировать отношение к смерти (как свое собственное, так и окружающих), обрести надежду, повлиять на свой образ жизни и заставить себя готовиться к смерти.

Люди тем и отличаются от животных, что могут размышлять о прошлом, связывать его с настоящим и будущим и задумываться о возможности жизни после смерти. Сводя вместе всю имеющуюся информацию, мы можем предположить, что жизнь имеет цель и что нас ждет какое-то существование после смерти.

НАШЕ НАСЛЕДИЕ

Смерть вошла в мир вследствие греха (Быт. 3:17-19; Рим. 5:12; 1 Кор. 15:22). Так Бог наказал Адама и Еву, потому что они послушались змея, который увековечил дьявольскую ложь (Ин. 8:44): “Нет, не умрете” (Быт. 3:4). Духовная смерть (Рим. 6:23; 1 Тим. 5:6; Иак. 1:15) наступила тогда, когда они согрешили, а физическая смерть пришла в мир потому, что Бог убрал от них дерево жизни (Быт. 3:22, 23). Бог сказал Адаму: “Ибо прах ты, и в прах возвратишься” (Быт. 3:19).

Божье обещание Адаму и Еве, что они “смертию умрут” (Быт. 2:17), распространяется и на всех их потомков. И хотя мы читаем: “Человекам положено однажды умереть” (Евр. 9:27), - нам не требуется откровения из божественного источника, чтобы познать эту истину. Со времени первой смерти (Авеля; Быт. 4:8) и до наших дней смерть является естественным концом всего сущего. Единственными исключениями были Енох (Быт. 5:24; Евр. 11:5) и Илия (4 Цар. 2:11), которые были взяты прямо на небо, минуя смерть.

Мы любознательны, и потому для нас естественны вопросы: “Что происходит, когда мы умираем? Есть ли что-нибудь в нас такое, что переживет смерть тела? Какими мы будем после смерти? Окажемся ли мы в иной сфере, иной жизни, когда перешагнем через порог, за которым смерть? Если да, то каким будет это существование?”

НАША БРЕННОСТЬ

Библия учит, что, в отличие от Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, обладающих бессмертием (1 Тим. 6:15, 16; см. также 1:17), мы смертны. Обратите внимание на следующие замечания по поводу нашей бренности, которая выражается древнегреческим словом тнетос: (1) “Да не царствует грех в смертном вашем теле” (Рим. 6:12); (2) Христос “оживит и наши смертные тела” (Рим. 8:11); (3) “смертному сему - облечься в бессмертие” (1 Кор. 15:53); (4) “смертное сие облечется в бессмертие” (1 Кор. 15:54); (5) “в смертной плоти” (2 Кор. 4:11) и (6) “чтобы смертное поглощено было жизнью” (2 Кор. 5:4). “Смертное” в каждом из этих стихов означает тело, телесную часть человека. Хотя в 1 Кор. 15:53, 54 и не говорится, что под смертным и тленным Павел имеет в виду тело, это ясно из контекста. Выше он говорит: “Сеется в тлении, восстает в нетлении” (1 Кор. 15:42) и “сеется тело душевное, восстает тело духовное” (1 Кор. 15:44).

Наши воскресшие тела будут бессмертны (1 Кор. 15:53, 54), из чего усматривается, что в их настоящем состоянии они смертны. То, что Библия называет смертным, является нашим теперешним телом, а не нашей внутренней сущностью.

ИЗ ЧЕГО МЫ СОСТОИМ

Наше отношение к тому, из чего мы состоим, обычно влияет на наши выводы о том, что произойдет с нами после нашей смерти. Если мы полагаем, что все, чем мы являемся, - это только наши тела, тогда мы должны верить и в то, что смерть знаменует собой конец нашего существования, по крайней мере, в тот момент. С другой стороны, если мы считаем, что наши тела - это только один аспект нашей сущности, тогда мы можем верить, что существование будет продолжаться в какой-то форме даже после того, как наши тела умрут.

Такими, какие мы есть, нас сделал Бог: “И сотворил Бог человека по образу Своему...” (Быт. 1:27). Если бы мы были только телом, и эти тела были бы созданы по образу Божьему, тогда мы бы физически должны были, так или иначе, походить на Бога. В таком случае, похож ли Бог на мужчину или на женщину? Имеет ли Бог, который есть дух (Ин. 4:24), рот, зубы, желудок, ноги и такое же физическое тело, какое нам необходимо, чтобы жить на этой планете?

Павел писал о теле: “И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного” (1 Кор. 15:49). Если наши тела теперь имеют образ того, кто из праха, а потом будут носить образ небесный, значит, сейчас наши тела не имеют небесного образа. У нас будет небесный образ, когда мы воскреснем. Сотворяя человека по Своему подобию, Бог сотворил по образу Своему не тело - иначе мы бы уже “носили образ небесного”. Поскольку Бог есть дух, то Божий образ должен носить именно дух человека. Отсюда следует, что каждый человек обладает духом, который несет в себе образ Создателя.

Павел описывает нас как тело, душу и дух (1 Фес. 5:23). Слово Божье способно разделить дух и душу, суставы и мозги (Евр. 4:12). Если это можно разделить, тогда они не должны быть одним и тем же. По этой причине мы должны сделать вывод, что мы “тройственны”, созданы из трех частей. Подобно тому, как Отец, Сын и Святой Дух (Мф. 28:19) составляют одного Бога (Ин. 10:30), все три части - тело, душа и дух - составляют одну сущность, являются составными частями человека.

Временами бывает трудно провести разделяющую черту между душой и духом. Однако это вовсе не значит, что между ними нет разницы. Некоторые считают, что у нас нет души, обитающей в теле, а что “душа” - это и есть весь человек - включая дух, являющийся дыханием жизни, или жизненной силой, и тело.

Вопрос усложняется еще и тем фактом, что слова, переведенные как “душа”, обычно означают жизнь или все живое. Это и животные (“души живые”; Быт. 1:20, 21, 24), и человек (“стал человек душою живою”; Быт. 2:7), и внутренняя личность (что мы называем “душа моя”, “душа твоя”, “душа”, “душа его”, “души ваши”; Быт. 27:4; Быт. 35:18; Лев. 16:29; Суд. 16:16; Лк. 12:20). Еще одно осложнение возникает из-за того, что “дух” означает невидимую силу, будь то ветер, дух человека или дыхание.

Тело

Тело есть бренная часть нашего составного целого и называется “смертным телом” (Рим. 6:12), “смертной плотью” (2 Кор. 4:11), “внешним человеком” (2 Кор. 4:16) и “земным нашим домом” (2 Кор. 5:1).

Наши тела являются земным домом из плоти, в котором мы живем. Благодаря им мы существуем физически.

Душа

Еврейское слово нефеш и греческое психе, переводимые как “душа”, могут обладать разными значениями. Только контекст может подсказать, как их следует переводить. В Библии мы встречаем множество вариантов перевода этих слов.

Слова, переводимые как “душа”, употребляются тогда, когда речь идет об определенном существе, о человеке в целом (1 Пет. 3:20). Те же слова могут означать жизнь (Мф. 2:20; 6:25) или внутреннего человека (Мф. 10:28) с его духовными функциями, включая эмоции (Mк. 14:34; Ин. 12:27), разум (Лк. 12:19) и величание Бога (Лк. 1:46). Даже Бог говорит о Своей душе (Мф. 12:18; Евр. 10:38).

Дух

Словом “дух”, в Библии чаще всего переводятся древнееврейское руах и греческое пнеума, означающие нечто нематериальное: ветер (Быт. 8:1), дух как дыхание (Быт. 6:17), духовные существа (Зах. 6:5; Ин. 4:24; Евр. 1:14), внутренние качества (Исх. 28:3; 1 Кор. 4:21) или человеческий дух (Быт. 45:27; 1 Кор. 2:11).

Дух отличается от души. Слово “душа” может означать человека в целом (включая тело и дух), жизнь или внутреннюю сущность (в противоположность внешней, телу; 2 Кор. 4:16). Дух, та часть человека, которая явно отлична от физического тела, как раз и есть то, что подобно Божьей нематериальной сущности (Ин. 4:24), даваемой нам Богом, когда мы только зарождаемся в утробе матери (Еккл. 12:7; Зах. 12:1; Евр. 12:9).

Наши тела - это материальная, животная наша часть, которой мы отличаемся друг от друга в настоящем, земном состоянии. “Душа” обычно означает личность, живущую в теле: это “ты” или “я”. Пока мы во плоти, наши тела являются нашими земными обителями. У каждой живой души есть тело как физическая сторона и дух как невидимая, нематериальная, богоподобная часть человеческой сущности. Если мы говорим только о теле, то мы не говорим о душе и духе. Если мы говорим о духе, мы не берем во внимание тело. Если же мы говорим о душе, то мы можем подразумевать истинного “тебя” или “меня” - внутреннего человека, живущего в теле (2 Кор. 4:16). У каждого человека есть тело, но мы не просто тела. У каждого из нас есть дух, но человек - не только дух. Человека можно назвать душой, живым существом, существом, которое имеет душу, или живым существом в материальном теле.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Человек состоит из трех частей: тела, души и духа. Поэтому смерть тела не будет смертью души и духа, которые находятся внутри каждого из нас. Наши физические функции прекратятся со смертью, но душа и дух будут существовать вне тела.

#человек #тело #душа #душа человека #дух #дух человека #христианство #основы христианства #религия #люди