Найти тему

Почему в России есть проституция. Спасая карьеру мужа, жена Лаврова бросается во все тяжкие. Критика социальной системы

@Максим Казючиц

В прессе и на ТВ проект Бориса Хлебникова («Аритмия») связывался с известным сериалом американской телекомпании АМС «Во все тяжкие». Однако, что заметно в сравнении с российскими проектами, вышедшими одновременно с "Обычной женщиной" - «Звоните ДиКаприо» и «Домашний арест», - создатели сериала избрали формат типовой социальной драмы.

Исполнительница главной роли Марины Лавровой — Анна Михалкова выстраивает роль в сугубо реалистическом ключе, аналогично действуют и прочие исполнители. Главная героиня Марина Лаврова — де-юре ИП, у нее есть цветочный магазин, не приносящий дохода, де-факто— сутенерша: вместе со своей подельницей Галиной (Юлия Мельникова) она организовала в одной из московских гостиниц место для интимных рандеву.

Плакат сериала
Плакат сериала

Формальная завязка —убийство одной из «девочек» в номере гостиницы. Задушенную чулком проститутку в лучших традициях фильма «Четыре комнаты» Тарантино помещают в матрас и хоронят в лесу. Вся дальнейшая основная сюжетная линия (арка) сериала связана с различными осложняющими обстоятельствами, возникшими в результате сокрытия тела. Критическая составляющая проекта реализуется, главным образом, в двух последних сериях сезона (8 и 9), где в виде флэшбэков объясняется, почему главная героиня преступает все мыслимые моральные границы.

-2

Лаврова и ее семья становится жертвами коррумпированных полицейских и местных бизнесменов, связанных с криминалом. Следует отметить, что мотив коррупции, отсутствия прозрачности в системе законодательной, исполнительной и судебной властей чрезвычайно распространен как в российском мейнстриме (сериалах и фильмах), так и в российском авторском кино. В последнем случае достаточно указать на фильм Ю. Быкова «Майор», в котором героиня, ставшая свидетелем гибели собственного сына, в свою очередь становится жертвой полиции, стремящейся защитить майора-убийцу.

Кадр фильма Быкова МАЙОР
Кадр фильма Быкова МАЙОР

Муж Марины врач-хирург Артем (Евгений Гришковец) потерял работу и был ложно обвинен в халатности, поскольку отказался изменить свои свидетельские показания. (На глазах врача машина сбила насмерть его друга с женой, однако после приезда другой машины с «блатными номерами» убийца был отпущен, а Артема попросили изменить показания.)

-4

Лаврова проходит все стадии работы коррупционной машины: ей угрожают, подставляют мужа, арестовывают его и содержат в заключении, привлекают органы социальной опеки, чтобы изъять детей и т. д. В итоге коррупционеры соглашаются на взятку.

дочь Ксении Раппопорт сыграла проститутку - главный источник дохода героини
дочь Ксении Раппопорт сыграла проститутку - главный источник дохода героини

Публичный дом, вначале на второй квартире, которую Марина сдавала внаем, становится панацеей. Основной материал проекта Хлебникова, в сущности, не содержит последовательной критики общества, власти, поскольку не ясны мотивировки главной героини.

До самого финала не возникают достаточные основания, чтобы рассматривать Лаврову как жертву государственной системы: ее бизнес вплоть до последних серий представляется исключительно личным выбором, продиктованным произволом, «порочной природой» самой героини.

Подобная сценарная модель, которая не предполагает объяснение поступков героя или неполное объяснение, прежде всего характерна для сатиры, черной комедии, так как не вызывает сочувствия у зрителя (как в Гоголевском «Ревизоре», сатирических сказках Салтыкова-Щедрина) и допускает тем самым развернутую критику практически любой идеологии.

Труп проститутки
Труп проститутки

Интересным представляется сравнение с проектом АМС «Во все тяжкие», где главный герой Уолтер Уайт — учитель химии в средней школе, стремительно беднеет, вынужденный оплачивать свое лечение.

ВО ВСЕ ТЯЖКИЕ
ВО ВСЕ ТЯЖКИЕ

Он решается изготавливать метамфетамин, затем сам становится продавцом и в финале — одним из криминальных лидеров. Одной из основных социальных предпосылок авторской концепции был последовательный, поэтапный показ моральной деградации героя от сезона к сезону.

Модель, представленная в сериале «Обычная женщина» , таким образом, не интересуется процессом нравственного падения персонажа в результате давления государственной системы, всех ее компонентов на человека. Создатели сериала будут развивать проект, по-видимому, в стандартном направлении криминальной драмы, где главный герой — уже сложившийся преступник.

К теме коррупции Хлебников снова обратился в сериале ШТОРМ

----

Смотрели сериал? Поделитесь впечатлениями в комментариях или поставьте лайк, чтоб поддержать проект

подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить свежих релизов и аналитических материалов от медиаэкспертов

<iframe src="https://yoomoney.ru/quickpay/shop-widget?writer=seller&targets=%D0%9D%D0%B0%20%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B0&default-sum=50&button-text=11&successURL=https%3A%2F%2Fzen.yandex.ru%2Ftelecinet&quickpay=shop&account=4100117821500520&" width="423" height="222" frameborder="0" allowtransparency="true" scrolling="no"></iframe>