В современном мире эти люди назывались бы предпринимателями, но в период «Хрущевской оттепели» за спекуляцию предусматривалась уголовная статья.
Иностранцы, прибывавшие в СССР после приоткрытия «железного занавеса», имели возможность поменять валюту на рубли по государственному курсу. Но хотелось большего. Одновременно появились советские граждане, желающие на этом заработать. На милицейском профессиональном языке их называли «валютчиками» или «фарцовщиками». Они обменивали доллары по выгодному курсу, затем перепродавали их или приобретали импортные вещи у иностранцев.
У «валютчиков» можно было купить все: начиная от запрещенных в СССР журналов, до джинсов. Такие люди действовали по улицам крупных городов, в буквальном смысле вылавливая иностранных туристов. Одним из самых удачливых фарцовщиков был Ян Рокотов, известный в то время “валютный король” или “косой” как его называли в определенных кругах.
Он семь лет провёл в лагерях за антигосударственную деятельность. После этого «торговые таланты» Рокотова только расширились. На свободе он активно занялся перепродажей вещей и валюты. От сделок с валютой Рокотов перешел к покупке золотых монет у арабов, что приносило огромный доход. Вскоре «валютный король» уже руководил целой сетью фарцовщиков, услугами которых пользовались известные дипломаты и подпольные миллионеры «цеховики».
Никита Хрущев, во время очередной поездки за рубеж, нелестно высказался о загнивающем капитализме. На что получил ответ, что следует сначала посмотреть на свою страну. В США ему «попеняли», что приезжим иностранцам в СССР, буквально не дают прохода на улицах, предлагая продать вещи и доллары. Хрущёв почувствовал себя и униженным, и обиженным. Вернувшись домой, он потребовал активизировать борьбу с «валютчиками» и спекулянтами.
Раньше этим занимался спецотдел ОБХСС, но учитывая личное поручение главы государства, теперь борьбой с «валютчиками» занялось КГБ.
Рокотов и еще несколько менее крупных фарцовщиков были пойманы и осуждены на 8 лет. Пока шли судебные заседания, вышел новый Указ Президиума Верховного Совета СССР, по которому срок по незаконным валютным операциям увеличивался до 15 лет. Поскольку к этому времени обвиняемые уже были под следствием, на них он распространяться не мог. Но Хрущёв настоял, и дополнительным постановлением Указу придали возможность обратной силы.
После второго процесса обвиняемым дали уже 15 лет. Вскоре после суда состоялся Пленум ЦК КПСС, на котором Хрущёв заявил Генеральному прокурору Руденко, что недовольный народ пишет главе государства письма и требует суровее покарать виновных. После изменения теперь уже Уголовного кодекса фарцовщиков приговорили к высшей мере наказания и приговор привели в исполнение.
С точки зрения тяжести совершённых деяний того времени это было справедливо, поскольку незаконное обогащение исчислялось миллионами. Но с другой стороны – это было больше похоже на месть обиженного главы государства. Ведь в его правление по определению «не могло быть» расцвета махинаций. И то, что закону дважды придали обратную силу – было абсолютным беззаконием, «продавленным» лично Никитой Сергеевичем.
Есть версия, что своими действиями Хрущёв сильно «спутал карты» КГБ, которое в лице Рокотова и ещё одного фарцовщика получали всю информацию по незаконным операциям с валютой в целом и экономическим преступлениям в ОБХСС. Во всяком случае, многие чиновники высших должностей с этой структуры после ареста фигурантов дела потеряли свои места.
Борьба с «валютчиками» продолжалась всё время правления Хрущёва. Только вот уровень законности методов у него действительно «хромал».
Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.