1. Введение
В этой статье мы рассмотрим анализ тендеров. Еще одна важная тема, которую стоит учитывать при анализе закупочных цен (распределение объема закупок между поставщиками и анализ отклонений в цене закупок мы рассмотрели в предыдущих статьях) - это тендеры, которые проводит компания.
2. Исходные данные для анализа тендеров
Для нашего дашборда мы использовали три источника информации. Первый - данные из учетной системы.
Данные из учетной системы
Данные из учетной системы - данные, которые есть у каждой компании, это данные по закупкам с детализацией до транзакции (данные до строки в накладной). Если в учетной системе имеются дополнительные поля, которые вы можете использовать, которые вам интересны - вы можете их взять для последующего анализа.
Данные из внешних источников
Способов выгрузки данных очень много, это зависит от того, где находятся ваши данные, то есть вы можете подключиться напрямую к какой-то базе данных или сделать отдельное хранилище данных под аналитическое решение, можно начать с элементарной выгрузки в Excel, но, опять же, огромное преимущество современного подхода анализа данных, что мы способны объединить множество файлов, выгруженных из учетных систем (например: планы, какие-то таблички с валютами, все, что угодно) и анализировать эту информацию всю вместе.
Данные о тендере
В нашем случае, информация о тендере поступает через веб-коннектор (простая история, которая связывает Tableau с программой проведения тендеров) и мы получаем из этого онлайн-инструмента данные в Tableau и видим всю информацию о тендере, которая у нас есть.
3. Дашборд «Анализ тендеров»
Дашборд «Анализ тендеров» показывает распределение объема между поставщиками, фактические цены с НДС, то есть, как менялась цена каждый месяц на эти позиции, показывает список тендеров по номенклатурным позициям и всю информацию о тендерах, которая есть.
Итак, на представлении «Ставки» слева по оси Y мы видим цены в рублях. В нашем случае участвуют четыре поставщика, мы видим что ставки снижаются - выбираем лучшего поставщика и закупаем у него нужные позиции. В представлении «Фактические цены с НДС» можно увидеть стоимость, по которой была закупка товарных позиций. Можно заметить, что была закупка по большей цене, чем на ставках, это может быть связано с недостатком товара у поставщиков или ошибкой закупщиков (купили недостаточно - пришлось покупать по большей цене), такие ошибки вскрываются на подобных отчетах.
Еще одна выгрузка из учетной системы , когда мы хотим быстро оценить основные показатели по нашим тендерам более подробно.
4. Дашборд «Статистика по тендерам»
Мы видим, что у нас в среднем участвует два поставщика в тендере - это не очень хорошо, но уже приемлемо, потому что есть тендеры, когда участвует один поставщик или не участвуют поставщики - это плохо, потому что в таких случаях тендеры не состоялись.
В среднем по отчету на каждого поставщика по три ставки - мы видим их на представлении “Средние показатели тендеров” (справа вверху). В представлении “Статистика по участию” (внизу по середине) мы видим слева ID тендера (в данном случае они скрыты, так как являются конфиденциальной информацией), и показатели по тендеру слева: количество участников (например зеленым отмечены тендеры по которым было 5 ставок и больше, это значит, что было какое-то соперничество), количество ставок, ставки на поставщика, снижение цены в %.
Можно легко анализировать конкурентные позиции или позиции с низкой конкуренцией, где участвуют два-три поставщика, это будет звоночком, что нужно приглашать новых участников или менять условия участия.
Опять же, всю эту дополнительную информацию мы можем подтянуть на tooltip, чтобы более глубоко проанализировать ситуацию - это многогранность современного подхода анализа данных и его огромное преимущество, что мы можем подтягивать всю информацию на один график и увидеть это все вместе. Например, на этот график можно подтянуть еще данные об объеме - возможно это и есть основная причина неучастия в тендере.
5. Заключение
Итак, проанализировав дашборд «Анализ тендеров», была выявлена проблема: закупка по большей цене, чем на ставках. Это может быть связано с недостатком товара у поставщиков или ошибкой закупщиков. Когда это вскрывается, сотрудники, в данном случае закупщики, начинают работать более аккуратно - это еще один момент, на который стоит обратить внимание. Когда информация становится очень прозрачной и наглядной, это дисциплинирует сотрудников компании, которые из-за своей неаккуратности могут принести компании существенный убыток. Также, анализируя данный дашборд, закупщики видят примерный ежемесячный объем, а также его рост, и в состоянии урегулировать ситуацию в дальнейшем. Что касается менеджеров, когда информации не хватает, они не до конца понимают те или иные проблемы, которые есть в компании. Такой анализ позволяет вовремя принимать важные бизнес-решения.
Проанализировав дашборд «Статистика по тендерам» мы выявили следующую проблему: недостаточное количество поставщиков, участвующих в тендерах, эту проблему можно решить с помощью приглашения новых поставщиков для участия в тендерах и/или пересмотреть условия участия в тендерах.
Данная статья подготовлена по проектам, созданным командой АНАЛИТИКА ПЛЮС.
АНАЛИТИКА ПЛЮС - ваш надежный партнер по аналитическим решениям с 2012 года. Мы работаем, чтобы вы достигали поставленных целей. Чтобы ваши данные работали, приносили пользу, помогали вам зарабатывать и принимать стратегически правильные решения. Для достижения этого мы предоставляем нашу экспертизу и самые перспективные ИТ-инструменты, гарантирующие быстрый и удобный процесс сбора, обработки и анализа данных, в том числе больших данных.
За это время мы разработали и внедрили решения для компаний из разных сфер бизнеса:
1) Производство, в том числе:
— Строительство и производство строительных материалов — КНАУФ Инсулейшн, Самолет Девелопмент и Эталон — Пищевая промышленность — Сибирский Гурман и Балтика — Производство кормов для животных — Альпинтех — Сельхозпроизводство — АгроТерра — Целлюлозно-бумажная промышленность — ИЛИМ — Фарминдустрия — Материа Медика и др. — Металлургия — РусАл и НорНикель — Нефтедобыча и нефтепереработка — ЛУКОйл
2) Оптовые и розничные поставщики — NO ONE, ЭТМ, Daichi и др.
3) Аптечные сети — Монастырёв и Апрель
4) Российские представительства — Dyson, Lindt & Sprüngli AG , Vileda и др.
5) Рекламные агентства — РОССТ, Dentsu Aegis, Publicis, Медиа Инстинкт и др.
6) Телеком — МегаФон, Yota и Ростелеком
7) Логистика и транспорт — НефтеТрансСервис и Smartavia
8) Е-commerce — Авито, Яндекс (включая Яндекс.Еда, Яндекс. Лавка, Яндекс.Такси и Яндекс. Маркет, а также другие команды ГК Яндекс), ГК Мail.ru , ivi.ru , Профи.Ру, Рамблер, СберМегаМаркет, gifts.ru
Получить консультации по архитектуре аналитического бизнес-решения, оптимизации источников данных, построению сложных дашбордов можно на официальном сайте АНАЛИТИКА ПЛЮС.
Академия Аналитики — онлайн-образовательный проект, который создан командой АНАЛИТИКА ПЛЮС для того, чтобы компании быстро и успешно внедряли решения для анализа данных, а их сотрудники профессионально росли.