В моём родном Арзамасе на улице Калинина стоит водонапорная башня первого арзамасского водопровода, под ней — Доска почёта. На ней выгравированы слова местного поэта Владимира Аполлонова: «В этом городе жизнь моей родины отразилась как в капле воды».
А рядом — Вечный огонь, который служит этим словам хорошей иллюстрацией.
Дело в том, что он не совсем обычный, этот Вечный огонь. Зажгли его не в честь Великой Отечественной войны, а в честь войны гражданской, о чём говорит надпись на стеле: «Борцам за советскую власть».
Стелу поставили и огонь зажгли в 1967 году, на 50 лет революции. И неслучайно на этом месте, которое в начале двадцатого века было окраиной города: именно здесь была вручена первая в истории Красной армии награда — полк латышских стрелков получил 11 сентября 1918 года почётное знамя ВЦИК.
Об этом сообщала табличка, которая висела на обратной стороне стелы. Но сейчас её уже нет, осталось только мозаичное пламя.
А вот уже в девяностых, к пятидесятилетию Победы, Вечный огонь превратился в место, посвящённое и войне тоже.
Справа от огня установили бюсты арзамасцев, ставших Героями Советского Союза.
Слева — четыре стелы с фамилиями погибших на войне жителей города.
Позднее были добавлены также два противотанковых орудия, сделанных на Горьковском артиллерийском заводе.
Лет восемь или девять назад тогдашний арзамасский мэр решил — в буквальном, получается, смысле — поиграть с огнём: надпись «Борцам за советскую власть» убрали, вместо неё добавили другую: «Арзамасцам, павшим за Отечество». Местные коммунисты возмутились, надпись вернули на место.
И над всем этим мемориальным комплексом, как я уже писал, реют стяги Российской Империи — и Российской Федерации; в первоначальных цветах — белый, светло-лазоревый, алый.
Революция, война — и флаги, под которыми воевали против Красной армии после революции и во время войны.
Страна сначала отказалась от этих цветов ради одного красного и решительно и жестоко себя переделала, а потом переделала снова, вернувшись к триколору, — и арзамасский Вечный огонь стал таким образом памятником российскому двадцатому веку.
Даже удивительно, что в этом мемориальном комплексе до сих пор нет ни одного православного креста. Который в нашей эклектичной стране уже давно не антагонист красной звезды, а её чуть ли не друг.
_________________________________________
В следующих выпусках «Вечернего Лошманова» — новые истории про еду и путешествия. Подписывайтесь! И ещё у меня есть телеграм-канал, где больше коротких рассказов.