Владимиру было всего семь лет, когда в Киев прибыли послы из Новгорода просить себя князя.
На Руси князь воспринимался как некая высшая сила. Только князь мог защитить своих подданных от любых неприятностей и бед: от нападения чужаков, от несправедливости и даже от стихийных бедствий, ибо в годы неурожая людей нередко выручали княжеские запасы. Власть князя обретала мистические, сверхъестественные черты, потому князя нельзя было назначить или избрать. Вот и пришли новгородцы на поклон к Святославу.
Князь, некогда сам сидевший в Новгороде, отнесся к их визиту несколько прохладно. Северные новгородские земли ничем не привлекали Святослава, все его помыслы были устремлены на юг. И все же он согласился принять послов.
Князь сидел в просторной горнице, погруженный в глубокие раздумья:
– Что ж выкладывайте, зачем пожаловали, – небрежно произнес он, отрывая взгляд от свитков, разложенных перед ним.
Послы низко поклонились.
– Ты сам знаешь, княже, как богаты наши земли, только вот беда – некому защитить нас от недругов, тяжело без князя.
Святослав призадумался: своего старшего сына Ярополка он посадил в Киеве, среднего – Олега – отправил к древлянам. Младшего – Владимира – князь недолюбливал, был он для него напоминанием о мимолетном увлечении юности. Всерьез он на него не рассчитывал, не верил, что выйдет из княжича толк, потому и не стал предлагать его новгородцам.
– Некого мне послать к вам, – пожал плечами Святослав.
Такой ответ обидел новгородцев:
– Что ж, пойдем искать себе князя в другие земли, – молвили послы и направились к выходу.
Эти слова не тронули душу Святослава, судьба Новгорода его мало интересовала.
– Ищите, где хотите, – усмехнулся им вслед Святослав.
Так и ушли бы новгородцы ни с чем, если бы не вмешался Добрыня. Он случайно узнал о разговоре послов с князем. Досадно ему стало, что его воспитанника не брали в расчет.
– Погодите! – остановил он послов. – Попросите себе Владимира.
Новгородцы недоверчиво посмотрели на Добрыню.
– Я ручаюсь, он будет хорошим князем, – лицо Добрыни расплылось в улыбке, – я сам его растил.
Послы прислушались к его совету и вернулись в княжеские покои.
Святослава удивило желание новгородцев, они соглашались взять себе «робичича». Однако отговаривать послов не стал.
– Берите, – насмешливо сказал он, – только такого князя вы и заслуживаете.
Послам пришлось по нраву то, что их князь был слишком юн. Ему предстояло расти на их глазах, и они надеялись, что Новгород станет для него родным городом, ради которого он будет готов на любые жертвы.
Сам Владимир отнесся довольно спокойно к своему назначению. Тем более, дядя заверил его, что ничего в его жизни не изменится, они по-прежнему останутся вместе, и Добрыня, как и раньше, будет о нем заботиться, только жить они переедут в другой город, в Новгород и величать его отныне будут князем, как отца.
Сборы были недолгими, и уже утром следующего дня Владимир вместе с послами отправился по Великому пути «из варяг в греки» в Новгород.
«По Днепру, а в верховьях Днепра волоком до Ловоти, а по Ловати в Ильмень, озеро великое, а из того озера вытекает река Волхов», – так описывал знаменитый путь киевский летописец.
Плыть приходилось непросто, против течения. В верховьях Днепра водный путь обрывался и лодки тащили волоком от речки к речке. Новгородцам этот путь был хорошо знаком, им не раз приходилось его преодолевать. Для Владимира же все было впервые. Еще никогда он не уезжал так далеко от Киева.
Вдоль берегов рек тянулись нескончаемые леса, изредка расчищенные для пашни. Юный князь все вертелся, смотрел по сторонам, вскакивал со своего места, заметив на берегу что-то необычное, и постоянно спрашивал Добрыню, скоро ли начнутся его владения.
Где-то к концу лета Владимир наконец добрался до северных земель.
По преданию, город обосновал здесь князь Рюрик.
«И срубил городок над Волховом, и прозвал его Новгород».
Владимир внимательно смотрел на город, где ему предстояло княжить. Он все сравнивал его со своим родным – с Киевом.
Дома здесь были деревянные, высокие, с подклетью, подальше от холодной сырой земли, землянок, которые встречались в Киеве, и вовсе не было. Куда чаще, чем в Киеве, на улицах звучала иноземная речь, оживленнее шла торговля.
Однако, как и обещал Добрыня, жизнь Владимира в Новгороде почти не изменилась. В делах новгородских ни он, ни Добрыня участия не принимали, жители города предпочитали сами решать все вопросы на вече.
Смерть Святослава
Князь Святослав в это время воевал на Дунае с отборными войсками нового византийского императора Иоанна Цимисхия. Цимисхий сам был полководцем, таким же удачливым, как и Святослав. Но за ним стояла целая империя, а Святославу помощи ждать было неоткуда. И как ни храбро сражались русичи, пришлось им с большими потерями отступить.
Озлобленный поражением, Святослав поклялся истребить всех сторонников веры ромеев, как только вернется в Киев. Но судьбе было угодно распорядиться по-другому.
Цимисхий, предчувствуя, что русичи, набрав дома новое войско, снова выступят в поход против Византии, сообщил печенегам, которые стояли у днепровских порогов, что Святослав возвращается с богатой добычей, и что воины его измотаны долгими боями.
Свенельд, бывший воеводой еще при князе Игоре, уговаривал Святослава пройти пороги не на ладьях, а на конях. Не согласился Святослав, не привык он робеть перед врагом. Зазимовал у острова Хортица, остановленный печенегами, а весной попытался прорваться к Киеву. Но удача изменила ему. Налетели печенеги на князя, изрубили Святослава и дружинников его, лишь немногим удалось вырваться и добраться до Киева.
Печенежский князь Куря приказал сделать из черепа Святослава чашу, оковать ее золотом, и пил из нее вино, и завещал делать так своим детям и внукам, веря, что таким образом обретут они храбрость и непобедимость своих врагов, русичей.
Так погиб Святослав. Случилось это в году 972-м.
Читайте в нашем историческом проекте «Хроники Владимира»:
1. Начало времен | 2. Святослав. "Иду на вы!" | 3. Послы новгородские. Смерть Святослава | 4. Брат Ярополк убивает брата Олега | 5. Жертва Перуну | 6. Завоевание Рогнеды | 7. Взятие Киева | 8. Смерть Ярополка, второго брата | 9. Первые христианские мученики | 10. Выбор веры | 11. Как русичи кесаря византийского выручали | 12. Обретение князем веры | 13. Крещение Руси | 14. "Огнем и мечом" | 15. Благочестивый христианин | 16. Никита Кожемяка | 17. Битва с печенегами за Белгород | 18. Последние годы. Предательство сыновей
Также читайте: