Найти в Дзене
Что-то в этом есть

Приметы новой нормальности

Оглавление
Анри Картье-Брессон
Анри Картье-Брессон

Не писала ничего с 24 февраля. И по этическим причинам, и потому что не люблю делать поспешные выводы.

То, к чему мы пришли за два месяца - ещё не конец, а только начало нового времени, в котором нам предстоит прожить достаточно долго, чтобы приспособиться.

В начале войны меня часто спрашивали™ о том, что делать: глянца нет, одна часть уехала, вторая - в растерянности, таргет отключили и даже creative cloud не оплатить.

Ну вот, вернулся глянец. Скорее всего, вернулся совсем другим. Узнаем, когда увидим первые номера. Как-то худо-бедно мы научились оплачивать нужные подписки: кто-то слетал в Казахстан, кто-то вспомнил о родственниках в Израиле.

Даже без таргета есть какая-то жизнь в Instagram.

Но это всё, на мой взгляд, скорее приметы нового времени, чем хорошие новости.

Единственная, но важная хорошая новость, которая у меня есть для вас на сегодняшний день: жизнь пробьется. В каком бы моральном раздрае мы ни были, всё равно хочется есть, влюбляться, заниматься сексом, смотреть на звёзды, слушать музыку, покупать домой цветы и быть поближе к живым людям.

Даже если мы делаем это назло, с мыслями “Хрен вам, суки, не дам забрать остатки нормальной жизни” - мы поступаем как все живые люди.

Тут можно было бы начать проповедовать о том, что абсолютно в каждом намешано и плохое, и хорошее, но “Что-то в этом есть” - канал про рестораны и PR, а не про копинговые стратегии.

Итак, что сделать СЕЙЧАС?

  1. Сохранять и развивать отношения. С гостями, партнёрами, сотрудниками, коллегами и конкурентами. Инструментально, с помощью хоть сложной CRM, хоть таблички в эксель, и эмоционально, с помощью слов поддержки, взаимопомощи, информирования и создания союзов
  2. Обращаться к тому, что вы делали, скажем, в 2015 году. То, что сейчас из себя представляет ресторанный маркетинг, отчетливо похоже (по моим ощущениям) на время, когда я только начинала заниматься ресторанами: партнёрка, рассылки, совместные акции (“коллабы”, простигосподи)
  3. Представить, что вы на весах и не давать себе отклоняться слишком сильно от точки равновесия: не делать вид, что ничего вообще не происходит, но и не посыпать голову пеплом о том, что мы провалились как нация, а российская гастрономия всегда была лишь жалким призраком французской с мазками советского майонеза
  4. Осторожно возобновлять человеческую искреннюю коммуникацию с иностранными партнёрами. Ясно озвучивать позицию и цели. Лично я чувствую духоту, когда не могу смотреть на весь мир, мне важно разговаривать и делиться, а не наращивать стенки пузыря. Иногда я говорю: “Горько, что идёт война. Мне искренне жаль, что мир стал таким разобщенным. Давайте попробуем снова найти точки взаимодействия, потому что мне не хочется вас терять”. Быть готовым к разным ответам
  5. Налаживать новые связи. Сейчас, когда многие шефы и рестораторы разлетелись чуть ли не по всему миру, у нас появилась возможность буквально из первых рук узнавать о том, как устроен рынок вне страны. Алёна Ермакова, основатель MFA, например, создала великое, на мой взгляд, комьюнити Food Connections. С его помощью можно найти людей, готовых рассказать вам о своём опыте в разных странах, помочь контактами и советами, просто поддержать
  6. Беречь гастро-журналистов. Их и так мало, а сейчас именно они и будут двигать на рынок новое. Раньше мы могли узнавать об открытиях из миллиона источников, а сейчас - только из каналов (напишу потом с кого начинается мой каждый день)
  7. Не озлобляться, не спорить, не доказывать. Сейчас многим людям и даже бизнесам прилетает со всех сторон: за позицию, за молчание, за национальность или просто так. Важно помнить, что не бывает такой идеальной ситуации, когда мир меняется, а кого-то это не затронуло. Люди на взводе, людям тяжело, агрессии много. Эта агрессия находит выход абсолютно везде: в отзывах, в поведении людей, в том, какими контрастными стали этические позиции
  8. Придумывать этичные смыслы, рассказывать истории человечксим языком. Людям, на мой взгляд, важно сейчас быть поближе к “своим”, которые не разрушают, а строят. Стройте будущее как можете и вовлекайте в это гостей
  9. Провести ревизию рекламных инструментов, которые ещё доступны. Протестировать их вдумчиво и оценить эффективность: гео-таргетинг, контекст, радио, наружная реклама, таргетинг “в контакте”, да хоть реклама в Tinder. Неожиданные вещи сейчас могут работать, если использовать их вдумчиво, а не бездумно переливать бюджеты из одного сервиса в другой
  10. Сохранять нормальность, человечность и доброту всеми силами, какие у вас только есть