Для этого есть ряд причин.
- Одно из самых основных правил составления любой концертной программы состоит в том, что не нужно ставить две пьесы или песни в одной тональности рядом друг с другом. Так что, если вы композитор или автор песен, и хотите увеличить шансы вашей музыки быть исполненной, одна из стратегий — писать в редких тональностях.
- Если вы имеете в виду транспонирующие инструменты, например, альтовый саксофон, то шесть бемолей для других инструментов — это очень разумные три бемоля для такого саксофониста. С другой стороны, если писать в удобной тональности для гитары, такой как E-dur, тот же саксофонист внезапно столкнётся с семью диезами. Альтовый кларнетист столкнётся с теми же проблемами.
- Любое произведение, в котором участвуют вокалисты, возможно, потребуется транспонировать, чтобы оно лучше соответствовало диапазону вокалиста или максимально использовало его лучший регистр. В этот момент вы должны делать то, что нужно вокалисту.
- Кларнетист может не обрадоваться из-за того, что вы написали в партитуре семь диезов. Тем не менее большинство классических музыкантов, поворчав по поводу вашего выбора тональности, всё равно с этим справятся. Если вы попросите кларнетиста импровизировать в тональности си-бемоль, что является для него до-диезом, это, скорее всего, приведёт к мятежу. Но если вы даёте ноты, они обычно согласятся на это или возьмут другой кларнет (многие кларнетисты смирятся с этим).
- Если писать для гитары, то ми мажор действительно хорошая тональность, несмотря на то, что там целых четыре диеза. В то время как саксофонисты могут быть глубоко раздражены тем, что им приходится играть семь диезов, чтобы облегчить задачу гитаристу, они обычно понимают, что кое-что на самом деле звучит лучше.
- То, как пальцы ложатся на ноты, отличается для разных тональностей даже на фортепиано. Композитор может вдохновиться чем-то, что просто «лежало под рукой», и не захотеть это потом менять.
В конечном счёте, в определённый момент вы должны быть в состоянии сыграть в любой тональности на своём инструменте. Если я играю на гитаре, используя набор аккордов, а указана тональность ми бемоль, то мне нужна очень веская причина, чтобы просто переключиться на ре или ми. С другой стороны, если уважительная причина есть, я просто сделаю это. Если у других музыкантов уже есть свои удобные партии, я сыграю в ми бемоль. Это, безусловно, одна из самых сложных тональностей на гитаре для аккордового аккомпанемента.
Если я играю мелодическую партию или импровизирую, мне буквально всё равно, в какой она тональности. Есть некоторые песни, которые в любом случае полагаются на «сложные» для гитары тональности, чтобы хорошо звучать именно на гитаре.
Мой подход будет следующим.
- Пострадает ли какой-нибудь инструменталист из-за моего выбора тональности? Он лучший инструменталист или самый слабый? Если у меня есть молодой кларнетист или трубач, которого я пытаюсь «интегрировать», то я учту это.
- Облегчит ли смена тональности жизнь певца или хора? Дайте певцам то, что им нужно. Кроме того, будьте готовы сменить тональность в кратчайшие сроки, так как голоса певцов меняются в течение дня или даже концерта. Если это означает внезапно начать играть в тональности до-диез, то так и нужно поступить.
- Смена тональности не повредит звучанию? Заставлять басиста играть на октаву выше, и не брать нижнюю ми, потому что тональность должна быть ми бемоль, чтобы быть удобной саксофонистам, может быть изменением, которое не поддержат и сами саксофонисты. Даже если это означает, что они должны теперь играть семь диезов при ключе.
- Если все наши номера в «очевидных» тональностях, то наличие пары песен или пьес, которые мы можем поместить в любое место программы, потому что они в очень редких тональностях, может нам помочь.
По материалам публикации (англ.).