Если петроглифы в Чуй-Оозы ничего интересного из себя не представляеют, то совсем другое дело — скопление петроглифов в урочище Калбак-Таш (в переводе с алтайского — «Плоский камень»). Это — чуть ли не крупнейший подобный комплекс на всём Алтае. Всего здесь — около пяти тысяч изображений. Старейшие из них относятся к каракольской культуре и датируются концом V тысячелетия до нашей эры, самые молодые были выбиты древними тюрками в конце X века нашей эры. Таким образом на этом святилище пересеклось сразу несколько культур, а действовало оно по меньшей мере шесть тысяч лет (для примера, Горный Алтай находится в составе России чуть больше двух с половиной столетий). В последующие века святилище было заброшено. Вновь обнаружили его лишь в начале XX века.
На входе нас поймал экскурсовод, который за сто рублей вызвался провести увлекательную экскурсию. Вместе с ним мы прошли через все группы петроглифов и через отображённые в них сюжеты попытались разобраться в жизненном цикле древних жителей Алтая, их верованиях и понимании вселенной.
На мой вопрос, откуда он всё это знает, экскурсовод ответил обыденно: «Шаман рассказал».
Первый выбитый на камне сюжет сразу бьёт ни в бровь, а в глаз: ни дать ни взять — ракета. Вообще, если долго смотреть на петроглифы — можно увидеть что угодно: и вертолёты, и летающие тарелки, и инопланетян. Это рождает немало выдумок и инсинуаций, которые, тем не менее, пользуются большой популярностью у неискушённых туристов. Я, например, в одном из археологических музеев Мексики пару лет назад отыскал высеченное много сотен лет назад индейцами майя изображение космонавта в скафандре. Что там было изображено на самом деле мне, к сожалению, выяснить так и не удалось.
Ну а на камнях Калбак-Таша, конечно же, изображена никакая не ракета, а женщина в юбке. Этот сюжет относится к эпохе, когда на Алтае царил матриархат. Есть и другие подобные рисунки — с изображённым внутри ребёнком, хотя кто-нибудь наверняка предположит что это вовсе никакой не ребёнок, а космонавт внутри ракеты.
Вот ещё один интересный сюжет. Кто-то скажет, что это — сегвэй. Но по мнению нашего экскурсовода это — колесница времени. Два её колеса — одно с крестом, символом солнца, другое — с луной, символом луны, — словно инь и янь символизируют собой два противоположных начала: добро и зло, огонь и воду, мужчину и женщину.
На большинстве сюжетов в Калбак-Таше, как водится, изображены животные, в первую очередь — маралы, которых на Алтае и сегодня — множество (так в Вади Рам, например, на большинстве петроглифов — верблюды, так что ничего удивительного).
Интересно, что все изображённые здесь лошади — тощие: это — арабские скакуны, завезённые сюда ещё скифами.
Вкрапление инородного камня в скалу, на котором стоит наш экскурсовод, — святилище Умай, женского божества, занимавшего одно из главенствующих положений в алтайском пантеоне. Местные жители до сих пор считают эту скалу местом силы: женщинам рекомендуется сидеть на ней для улучшения «женской энергии» (хотя от сидения на холодном камне вместе с улучшением «женской энергии» можно легко получить ухудшение здоровья).
Следующий сюжет: охотник, стреляющий из лука во взрослого оленя. Внизу изображён молодой олень, в него стрелять нельзя: животное сначала должно дать потомство. Местные экскурсоводы рассказывают, что это — первый в мире уголовный кодекс.
На одном из древнейших изображений в Калбак-Таше, датируемым IV тысячелетием до нашей эры, изображены три оленя, окружённых П-образным забором с небольшим угловым ответвлением в левом нижнем углу. Это — древний прототип фермы, на которую загонялись дикие животные, где их доили, получая оленье молоко.
Почему именно такое толкование — не спрашивайте: так шаман сказал, ему — видней.
На следующей фотографии — несколько сцен с волками: внизу — битва волков, наверху — охота на волка. Охотник изображён без головы: алтайцы считали волка священным животным, и если бы он увидел лицо своего убийцы — то обязательно вернулся бы отомстить.
К слову, по одной из алтайских легенд первый человек был вскормлен волчицей (а это — прямая отсылка к Древнему Риму; вообще — удивительно, как всё в мире переплетено).
Следующая группа петроглифов — солнечные часы. Здесь — двенадцать углублений, символизирующих месяцы года. По уровню скапливаемой в них воды древние шаманы могли предсказывать, какая будет погода.
А это — карта звёздного неба. Центральное изображение — созвездие Большая Медведица. Лунка, на которую указывает экскурсовод, — древний телескоп. Эту лунку заполняли водой, в соседние с ней выемки устанавливали свечи, и через отражение воды шаман наблюдал за перемещением звёзд по небу.
Самая большая группа петроглифов Калбак-Таша — жертвенник. Если для других сюжетов выбирались преимущественно горизонтальные поверхности, то эта группа изображений выбита на вертикальной скале.
Петроглифы расположены в три ряда и со стороны напоминают иконостас. Число три — не случайно: в нём зашифрованы три мира — небесный, земной и подземный.
В верхнем ряду изображено попадание человека в «высший» небесный мир. Человек находится в центре. Справа от него — демоническая сущность с хвостом, его отражение, знающее обо всех грехах. Пустое место в районе человеческой груди означает, что у него уже нет души — она поглощена огромным чудищем, свисающим сверху. Этот монстр с большой зубастой пастью и длинным хвостом-лестницей — поглотитель душ, очищающий людей от скверны в конце их земной жизни. Сам «высший» мир находится на верхней стороне камня, которую снизу не видно.
В земном ряду изображены сцены из обычной жизни: охота, скотоводство, деторождение. Из интересного — лошадь с рогами как у марала и слоноподобное животное с хоботом (при том что мамонты вымерли за несколько тысяч лет до создания этого рисунка, а в Африке его автор, готов поспорить, не бывал). Из необычного — изображение Чужого (ищите его в левой верхней части следующей фотографии).
Нижний ряд петроглифов, символизировавший подземный мир, был сбит то ли скифами, то ли тюрками, видимо считавшими, что негоже изображать на святом месте всяких чудищ. Ни одно из изображений этого ряда до наших дней не сохранилось.
Дорога уносит нас дальше вглубь Горного Алтая.
Чем выше мы поднимаемся, тем ниже падает температура воздуха. На примыкающих к долине горных вершинах появляются куцые снежные шапки.
Координаты точки: Петроглифы Калбак-Таш: 50.401334, 86.818536
Едем дальше. Не переключайтесь!