Найти тему
Casus Belli

1974. Ударный самолет SEPECAT Jaguar A ВВС Франции (NOVO/FROG F402)

Этот истребитель-бомбардировщик появился в середине 1960-х, когда сотрудничество между Англией и Францией в сфере авиастроения было активным, как никогда. Именно в середине шестидесятых появились англо-французские вертолеты "Пума" и "Линкс", сверхзвуковой пассажирский "Конкорд".

Еще один плод этого "романа" – истребитель-бомбардировщик "Ягуар", карьера которого оказалась весьма долгой и удачной. А еще этот самолет был знаком чуть ли не каждому советскому мальчишке, что само по себе удивительно, если учесть, что технику "вероятного противника" в СССР никогда не пропагандировали и даже не показывали. Просто сборная модель "Ягуара" в наших палестинах была одной из самых распространенных.

-2

Как обычно, сперва немного о прототипе.

К началу 1960-х годов уже было понятно, что производство современных боевых самолетов – дело дорогое, и что существенно сократить расходы, по крайней мере, на разработку, помогает межгосударственная кооперация. Аккурат к этому времени в Великобритании и Франции определились с требованиями к перспективному реактивному самолету, которые, вообще говоря, имели мало общего. В Великобритании хотели получить двухдвигательный сверхзвуковой учебно-боевой самолет для совершенствования подготовки летчиков, а Франции нужен был однодвигательный дозвуковой истребитель-бомбардировщик.

Br.1001 Taon
Br.1001 Taon

Попытаться скрестить ужа и ежа решили британская фирма ВАC и французская Breguet, взяв за основу разработанный последней проект самолета "Бреге" Вr. 121 ЕСAT (avion Ecole de Combat Appui Tactique – учебно-боевой и ударный самолет), который, в свою очередь разрабатывался на базе проигравшего в натовском конкурсе Вr.1001 "Таоn".

17 мая 1965 года фирмы подписали меморандум о взаимопонимании. Но, когда кострукторы начали всерьез прорабатывать проект, выяснилось, что "Таон" как прототип не слишком-то подходит для реализации столь противоречивых технических требований. После массы изменений перспективный проект стал гораздо больше похож на опытный британский BAC ТSR-2, чем на французский Вr.1001.

Rolls-Royce Turbomeca Adour
Rolls-Royce Turbomeca Adour

В качестве силовой установки была выбрана пара турбореактивных RВ-172 фирмы "Роллс-Ройс". К британскому двигателю "приложили руку" специалисты французской фирмы "Турбомека", после чего он стал обозначаться Rolls-Royce Turbomeca Adour RT.172.

Разработка проекта шла ни шатко, ни валко, утопая в бесчисленных согласованиях между островом и континентом. Между тем в результате франко-германской кооперации оформился и был запущен в производство учебно-боевой "Альфа Джет", и тренировочный самолет французам стал вообще не нужен (они изначально относились к этому варианту с прохладцей).

Alpha Jet
Alpha Jet

В ходе проектирования и постройки стало окончательно ясно, что между французским и английским «ягуарами» общим будет только планер и двигатель. Бортовое оборудование, вспомогательные механизмы и вооружение «француза» и «британца» отличались радикально. Даже внешние отличия были настолько сильными, что островной самолет от континентального можно было отличить с первого взгляда.

-7

Кроме того, англичане постоянно совершенствовали свой вариант, а французы на это дело «забили». Даже удивительно, что консорциум в конечном итоге не развалился, и сумел в 1968 году представить на испытания первые прототипы самолета, уже получившего собственное имя «Ягуар».

И тут выяснилось, что англо-французскому конструкторскому коллективу удалось преодолеть все противоречия, и сделать крайне удачную машину. Несмотря на потерю нескольких опытных образцов, испытания прошли успешно. Самолет прекрасно летал с самыми разными вариантами боевой нагрузки, демонстрируя характер, несвойственный тактическому бомбардировщику. В ходе учебных воздушных боев «ягуары» продемонстрировали способность после сброса подвесного вооружения мгновенно превращаться из «сидячих уток» в маневренные истребители. Ну, а с учетом возможности садиться и взлетать с любой более-менее ровной площадки, в том числе грунтовой, эти машины можно было считать достойным противником советских Су и МиГов.

Французские "Ягуары" в Чаде
Французские "Ягуары" в Чаде

«Ягуарам» суждена была долгая летная жизнь. В серии было построено 543 самолета всех модификаций. Более 30 лет служили они не только в Великобритании и Франции, но и в Омане, Нигерии, Эквадоре и Индии. Последняя производила этот самолет по лицензии, и 173 машины все еще состоят там на вооружении. Предполагается, что они будут списаны не ранее 2030 года.

Эра "Ягуара" подходит к концу. За время эксплуатации он показал себя универсальной, простой, неприхотливой, очень стойкой к боевым повреждениям и легкой в управлении машиной. По критерию "стоимость-эффективность" ему не было равных среди скоростных реактивных боевых самолетов RAF вплоть до снятия с вооружения в 2005 году . На регулярных учениях "Рэд Флэг", предельно приближенных к боевой обстановке, "Ягуар" имел репутацию самого трудносбиваемого ударного самолета....

"Изкоробочный" вариант воспроизводит облик опытной машины - сразу бросаются в глаза клинья отсекателей пограничного слоя. На серийных машинах их не ставили.
"Изкоробочный" вариант воспроизводит облик опытной машины - сразу бросаются в глаза клинья отсекателей пограничного слоя. На серийных машинах их не ставили.

…Это была одна из моделей, разработанных английской фирмой FROG незадолго до банкротства в 1977 году. В середине 1970-х пресс-формы «Ягуара» в числе прочих закупил для своего рынка СССР. При распределении между советскими предприятиями оснастка этой модели попала на завод в Наро-Фоминск – относительно небольшое предприятие, ориентированное в первую очередь на московскую торговую сеть.

-11
-12

Первые партии «Ягуаров» издавались в красивых синих «иностранных» коробках, причем на упаковке было чин-чинарем указано, что это за модель. Правда, в названии имелась опечатка: вместо SEPECAT (аббревиатура французского Société Européenne de Production de l'avion Ecole de Combat et d'Appui Tactique – Европейский консорциум по выпуску учебно-боевых и ударных самолетов) там было написано Seepecat. Слова Seepecat в словарях не было, и несведущим оставалось только предполагать, что это имя собственное.

-13

В магазины модели в «нововской» упаковке почти не попадали, но на «толчке» в Центральном Детском мире их можно было купить с рук по совершенно заоблачным для советского школьника ценам – 7-10 рублей. Причем в коробке, помимо пластика и напечатанной на желтой бумаге инструкции, ничего больше не было – ни декалей, ни клея, ни красок (последних и сейчас не бывает, а в те времена к каждой кондовой советской модельке прилагался баллончик с бутилацетатом, а в гэдээровских комплектах была еще и вонючая краска-серебрянка). Конечно, платить бешеные деньги за картонку соглашались только упоротые коллекционеры, коих было немало, но только среди взрослых. Уделом нас, пионеров, были наборы с лепестком, примерно такие, продававшиеся почти в каждом московском магазине игрушек.

В процессе сборки модель из этого набора становилась отдаленно похожей на МиГ-27, но тот, как мы знали из красивой книжки Игоря Андреева «Боевые самолеты», имел крыло изменяемой стреловидности. Многие считали, что «истребитель-бомбардировщик» - плод фантазии неизвестного художника из Наро-Фоминска, или сверхсекретный советский самолет, который нельзя называть, но выпускать в виде модели почему-то можно. И лишь отдельные шизомилитаристы, выписывавшие "Зарубежное военное обозрение", точно могли назвать не только прототип, но и модификацию…

Модель до реставрации
Модель до реставрации

Впрочем, годам к пятнадцати московские школьники-моделисты уже уверенно опознавали практически все основные типы боевых самолетов «потенциального противника». И «ягуар» не был исключением. Поскольку стоили эти модельки недорого – 80 копеек, примерно два школьных обеда – они были у каждого первого.

Для своего времени "Ягуар" был не так уж плох. Он не имел проблем с геометрией, бросавшихся в глаза, – если не считать отсутствие отрицательного поперечного V крыла и отсекатели пограничного слоя у воздухозаборников (их на серийных машинах не ставили). Феерическим было вооружение – целых четыре (!) УР Martel. В действительности «Ягуар» поднимал только одну такую ракету, и только на подфюзеляжном пилоне.

Пластик первых отливок был молочно-белого цвета, очень приятный при обработке. В последних партиях полистирол пошел темно-серого или темно-коричневого цвета и отвратительного качества – с непроливами, утяжинами и облоем, прозрачные части утратили свое главное качество – прозрачность. Оно, возможно, и к лучшему, поскольку интерьер кабин фроговских моделей традиционно аскетичен.

-15

…Свой «истребитель-бомбардировщик индекс 264» я собрал в 1985 году, в варианте без шасси, чтобы он красиво собирал пыль у меня в комнате под потолком. Прошло 30 лет, модель была потеряна, потом вновь найдена, и, приводя в порядок свою коллекцию, я решил приделать "Ягуару" шасси, а заодно и перекрасить. И этим ограничиться.

Решить проще, чем сделать. К чему крепить шасси? Надо делать ниши, а уж если делать ниши, то как не сделать кабину? А делаешь кабину, надо и фонарь новый, через старый не видно ничего, и форма у него… нетрадиционная. В общем, через 4 месяца от исходного кита остался фюзеляж (с исправлениями) и хвост.

К сожалению, возраст модели дал себя знать при повторной сборке: крыло повело, что нарушило симметрию. Увы, на столь позднем этапе сборки исправить это было невозможно. К счастью, на полке это заметно несильно.

И - да, надкрыльевые узлы подвески не использовались в Armee de l'air. Только на английских машинах. Это моя ошибка, но ломать уж очень жалко.

Коротко список изменений:

  • с нуля сделан интерьер кабины;
  • установлено смоляное катапультное кресло;
  • установлен самодельный фонарь;
  • установлена имитация механизации крыла;
  • заново сделаны ниши и стойки шасси;
  • установлены смоляные колеса;
  • установлена имитация БАНО;
  • установлены воздушные тормоза;
  • установлены фототравленые антенны;
  • установлен металлический ПВД;
  • установлена имитация гидравлики в нишах шассиж
  • установлены надкрыльевые пилоны;
  • мелкие доработки.

Вообще работа над этим реликтом доставила мне огромное удовольствие, хотя и вымотала. Я-то только шасси приделать хотел...

Окраска - в цвета ВВС Франции во время проведения операции в Чаде.

Casus Belli в Telegram: https://t.me/CasusBelliZen. Там мы будем проводить опросы и выкладывать дополнительные материалы.
Подписывайтесь!

#моделизм

#стендовый моделизм

#модель самолета

#масштаб 1:72

#frog

#novo

#sepecat

#истребитель

#jaguar

Делитесь статьей и ставьте "пальцы вверх", если она вам понравилась.
Не забывайте подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала

Даже небольшой донат поможет нам чаще выпускать новые материалы. Ссылка для донатеров:
https://www.tinkoff.ru/cf/5rFGSRNywy6