Найти тему
Толкачев. Истории

3 картины, где художники побеждают физиков, культурологов, историков и психологов

Оглавление

Мир переполнен разоблачениями. За них берется и стар, и млад. Не можешь создать ничего путного – разоблачай других, авось обратят на тебя внимание. Зимой помню, сделаем с ребёнком Снеговика. На утро нового дня – мать родная! На кого похож наш Снеговик? Морковка изъята, ведро и голова в сторонке, весь стан разодран от нападения варваров – поиздевались всласть!

Но "бедные" художники, их то за что?

У Эдуарда Мане есть «Бар в “Фоли-Бержер”». Вы знали, что там бутылки на барной стойке и их отражение в зеркале не совпадают? Десятки статей выкатывают "энту тему" как сенсацию. Ага, Мане сложно было нарисовать отражение бутылки. А как у Мане было с чувством юмора? Угу, как версия о том, что художник подчеркнул свою иронию над несовершенством мира искусственных ценностей, богатства, иллюзий и порока?

Это еще что . У Ивана Айвазовского в «Девятом вале» не та форма волн. Закругленные волны возможны лишь на побережье, а в открытом море таких быть не может. И это на фоне неисчерпамого наследия мариниста? Так, а если для экспрессии, гиперболы создания образа, и еще чего угодно, иначе кисть не шла?

Но есть еще более сложные случаи, причем с картинами, где темный фон.

Случай №1. Караваджо «Ужин в Эммаусе»

Версия религиоведов и физиков.

«Ужин в Эммаусе» Караваджо разложен, как говорят, на косточки. Обвинений, как говорят, воз и маленькая тележка. Позвольте одно из них. "Пасхальный сюжет подразумевает весенний сезон, а свежие фрукты на столе – нет. Корзинка на краю против всех законов физики игнорирует гравитацию, и никак не падает со стола. Вот никак не падает со стола!!!"

Караваджо «Ужин в Эммаусе»
Караваджо «Ужин в Эммаусе»

Так , друзья мои, а воля божья? А хождение по воде в Новом завете? Куда ей падать, она летать должна, не то, что стоять на краю стола.

Есть еще одно любопытное объяснение одного из читателей. "Эффект летающей корзинки Караваджо не в том, что она свисает со стола, а в том, что она дана в неверном перспективном сокращении".

А если задача художника была тонко, незаметно показать мистику этого ужина? Тогда корзинку можно можно вычеркнуть из обвинений?

Случай №2. Илья Репин «Иван Грозный убивает своего сына»

Версия культурологов.

"Илья Репин слегка промахнулся, описывая сцену с Иваном Грозным и его сыном. Прорисовывая интерьер царской палаты, художник добавил картину на стене, где в полный рост изображен князь, в шапке Мономаха и с атрибутами княжеской власти. Но в 1581 г. таких портретов еще не было, они появились спустя век. Художник этого не знал".

И.Репин
И.Репин

Начнем с того, что Репину не знать о томлю что тогда были иконопись и фреска – это как выпускнику школы не знать алфавит.

Конечно знал, более того, после Ивана Грозного по свидетельству историка Р.Г. Скрынникова, фреска с подобным изображением государя появилась в Спасо-Преображенском соборе Новоспасского монастыря Москвы. Он изображен с нимбом. Плащ с растительным орнаментом застегнут у шеи, длинное платье перехвачено поясом и разделено вертикальной каймой. На голове — шапка в самоцветах, с меховой опушкой. Вся одежда в драгоценных камнях по вороту и кайме.

Зачем же картина на стене?

Послушаем художника.

«Я работал как завороженный, мне минутами становилось страшно. Я отворачивался от этой картины, прятал ее <...> Но что-то гнало меня к этой картине, и я опять работал над ней» (И.Репин)

Еще обратим внимание на то, что для Ивана Грозного позировал художник Григорий Мясоедов , который сам о себе сказал: «Илья взял царя с меня, потому что ни у кого не было такого зверского выражения лица, как у меня...»

Вот и весь секрет. В картине появляется еще один образ царя. Другой, к которому царь стремился, который мог его остановить в минуту трагедии.

Репин пытался добавить свидетелем и судьей самого царя, чтобы придать драматизма и уменьшить шоковый эффект. Хотя не помогло. Картина вызывала самые полярные эмоции и желания. В 1913 году посетитель выставки Абрам Балашов с криками «Довольно крови!» нанес три вертикальных пореза. Репин через 30 лет не смог восстановить картину, он просто взялся рисовать по-новому. Проблему решил реставратор Богословский.

Случай №3. Эдвард Хоппер «Полуночники»

Версия психологов.

В "Полуночниках" Хоппера пустынная улица, бледный свет закусочной, одинокая фигура мужчины в закусочной противопоставлена паре людей, у которых явно не все в порядке. От всего сквозит одиночеством. "Еще более усиливает это чувство изоляции, лишения свободы и беспомощности отсутствие видимого выхода из здания".

Э.Хоппер "Полуночники"
Э.Хоппер "Полуночники"

Репортеры докопались до Хоппера. Ты, мол, какую концепцию развивал, дорогой друг? Да и вообще, чувство одиночества передал "точняком".

«Вы что, издеваетесь? Я просто нарисовал закусочную ночью», – был ответ Хоппера.

Искажения в живописи неизбежны. Да что там! Ровная палка, погруженная в ёмкость с водой, будет казаться преломлённой и укороченной. Поэтому, куда руку поведет Всевышний, ему одному ведомо. Но когда физики продолжают свой незаконченный урок, когда историки присваивают монопольное право на интерпретацию истории, когда психологи во всем видят "депрессняк" (извините за жаргон) – это перебор. Взгляд художника , его искусство, – это же так здорово.

И здорово, что у Караваджо никак не падает корзинка...

#картина #художник #история #культура живопись #репин #караваджо #айвазовский 

Читайте на канале "Напиши шедевр":

Художник Светославский. Гений, забытый при жизни

Подписывайтесь на канал "Напиши шедевр"