Есть мнение, что в девятой главе книги пророка Даниила говорится о семи годах Великой скорби, в середине которых антихрист сядет во вновь отстроенном храме в Иерусалиме и будет править три с половиной года.
Давайте посмотрим на библейский текст.
Девятая глава содержит покаянную молитву Даниила о восстановлении Израиля. В ответ на молитву пророку является Архангел Гавриил, сообщив ему важнейшее откровение о пришествии Мессии: «В начале моления твоего вышло слово, и я пришел возвестить [его] [тебе], ибо ты муж желаний; итак вникни в слово и уразумей видение. Семьдесят седмин определены для народа твоего и святаго города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых» (Дан.9:23,24).
Здесь речь идет о решении проблемы греха Христом, Который назван Святым святых, что указывает на Его божественность. Будут покрыты преступления и заглажены беззакония. Архангел также говорит, что будут «запечатаны видение и пророк», что говорит о значительном периоде «пророческого молчания». Последних пророков Ветхого Завета (Аггея, Захарию и Малахию) отделяли от Иисуса Христа почти четыреста лет.
«Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится [народ] и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена» (Дан.9:25).
Здесь дано удивительное пророчество о времени начала служения Мессии. Сорок девять лет – это срок восстановления Храма и Иерусалима. После этого прошло ещё шестьдесят два периода по семь лет. Шестьдесят девять седьмин – это 483 года. Примерно столько лет прошло между указом царя Артаксеркса о восстановлении Иерусалима и 27-м г. н.э., когда Иисус начал свое публичное служение.
«И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения»(Дан.9:25,26).
Христос будет предан смерти. Таким образом, пророку была открыта тайна искупления грехов, через жертву Мессии. Здесь же предсказано последующее разрушение Иерусалима и Храма, которое имело место в 70-м г. н.э.
Зачем надо было отрывать 62 седмины от еще одной особенной?
Ответ может лежать в том, что Даниил, как и все иудеи, имел неверное представление о приходе Мессии. Иудеи ожидали Царя, под руководством которого образуется великое еврейское Царство. Ангел же принес удивительную весть о смерти Христа, вместо Его славного воцарения. Более того, следствием Его смерти будет ужасное опустошение и разрушение Иерусалима и его святилища.
Далее идет текст о загадочной одной седмине: «И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле [святилища] будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя» (Дан.9:27).
Даниилу было предсказано, что в середине семи лет будет заключен Завет. Мы знаем, что Свое публичное служение Христос совершал 3,5 года и в середине этой «седмины» как раз и был заключен Новый Завет.
Тогда о какой «мерзости запустения» идет речь?
После окончания страстей Христовых, завеса в Храме разодралась сверху донизу, Божья Слава оставила Храм и в этом смысле он пришел в запустение. Иудеи продолжали приносить жертвы по закону Моисея, но они в определенном смысле уже были омерзительными для Бога, потому что свидетельствовали о неверии в благодать, данную через Иисуса Христа.
По этой причине Даниилу было сказано о мерзости запустения в Храме и о том, что «до конца приговор изольется на опустошенное» (точный перевод еврейской фразы, оканчивающей 27-й стих).
Так и Евсевий Кесарийский понимал под "мерзостью запустения" сам Иерусалимский храм. По его словам, с тех пор, как умер Христос, и разорвалась завеса храма, у иудеев была отнята жертва и возлияние, и началась в храме мерзость запустения. На это указал и Христос словами: "Се, оставляется вам дом ваш пуст". (Мф 23:38).
Того же самого взгляда держался и блаженный Феодорит. "Через жертву крестную, говорит он, не только прекратится та (подзаконная) жертва, но и мерзость запустения будет дана на святилище, т. е. оно, прежде чтимое и приводившее в трепет, сделается запустевшим".
Также Иисус цитировал текст о мерзости запустения, предсказывая грядущие бедствия (см. Мат. 24:15).
Профессор Лопухин пишет: «Спаситель берет хорошо известное библейское изречение только в общем смысле, как оно понималось иудеями, по которому языческая сила принесет опустошение — сделает город и храм пустыней. В этом общем смысле выражается и Иосиф Флавий о запустении, которое предсказано Даниилом и произведено римлянами (Древн. X, 11)».
Итак, можно сделать вывод, что пророчество в девятой главе книги Даниила исполнилось через голгофскую жертву Христа и последовавшее за ней разрушение Иерусалима и Храма в 70-м году.
Попытки увидеть в нем правление антихриста несостоятельны, так как вырывают 27-й стих из контекста.
СВЯЩЕННИК АЛЕКСАНДР ТОРИК О ТЕКУЩИХ СОБЫТИЯХ