Воронеж - один из самых благоустроенных городов в России (среди тех, где я побывал). Однако, есть у него один небольшой недостаток - возможно, для местных жителей это не так уж и важно, но имеет значение для туристов. Приведу пример: после того, как в Туле устроили большую пешеходную зону, включающую кремль, улицу Металлистов, Казанскую набережную, Союзный и Черниковский переулки - туристический поток существенно увеличился. В новой пешеходной зоне открыли гостиницу с космической стоимостью номеров 7 тысяч за сутки, так там свободных мест не было!
Или например Казань. Туристов в городе много. Важным достоинством города является то, что пешеходная улица Баумана очень длинная (полтора километра) и соединена с кремлем всего одним переходом. Добавлю, что на Баумана множество исторических зданий - можно гулять и любоваться архитектурой.
И даже в Ярославле, который безнадежно уступает Туле и Казани с точки зрения благоустройства исторического центра, все-таки есть небольшая уютная пешеходная зона - улица Кирова с Депутатским переулком. А так как в городе не было фашистов и все здания там - древние, дореволюционные, в пешеходной зоне Ярославля комфортно находиться. Да и центральная Советская площадь с Ильинским храмом тоже пешеходная.
Когда я первый раз вышел на площадь Никитина в Воронеже, она мне знаете что напомнила? Площадь Дам в Амстердаме. Обратите внимание, что она совсем не пешеходная! Здесь и машины ездят, и трамвай. Но насколько же уютно.
Архитектурно площадь Никитина не сильно уступает той, что в Нидерландах. На ней есть очень интересные здания: конструктивистский государственный банк, театр драмы имени Кольцова. Но основное пространство площади отдано автомобилям, а не людям.
Я уже давно понял, что местные жители целиком и полностью за автомобилизм. В Воронеже уничтожили трамвай, чтобы расширить дороги. Спорить с горожанами не планирую. Для меня по-прежнему идеал города - Прага, где весь центр пешеходный. Я был бы не против, если бы так сделали и в Москве, где я родился и прожил всю жизнь - по крайней мере, в пределах Бульварного кольца. Но я отлично понимаю, что например Воронеж - город автомобилей, и останется таким до конца нашей с вами жизни. Не будет из площади Кольцова ни площади Дам, ни Староместской в Праге.
Но вот что касается единственной пешеходной улице в Воронеже (Карла Маркса), здесь нужно просто зафиксировать факт. Ее благоустройство устарело лет на 20, да кроме того и архитектура неудачная. Иначе говоря, не ту улицу сделали пешеходной. Я знаю, что Воронеж сильно пострадал во время войны, но все-таки в городе есть намного более интересные улицы с точки зрения застройки.
Пешеходная улица Карла Маркса в Воронеже существенно уступает своим аналогам - Баумана в Казани, Металлистов в Туле, Большой Покровской в Нижнем Новгороде. Не говорю уж про Камергерский переулок или Арбат. Мне это представляется недостатком. Любопытно, что улица прерывается небольшой площадью с ключом посередине. Пешеходного перехода туда нет. Как нет? Да так, нет и всё. Перебегаем под машинами.
Я отлично понимаю, что никогда Воронеж не станет ни Прагой, ни Краковом, ни Амстердамом. Хотя с точки зрения архитектуры не сильно-то им уступает. У нас в России к перечисленным европейским городам ближе всего Тула с большим пешеходным кластером в центре города. Нужны ли большим городам - областным центрам пешеходные улицы, или нужно все закатать в асфальт и пустить автобаны? Это каждый должен сам для себя решить.
Спасибо, что дочитали до конца! Ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал. Прошу вас заходить почаще - это поможет спасти блог от закрытия.
Обязательно подпишитесь на мой канал про советское кино! Заходите почаще.