Найти тему
Вечерняя Москва

Когда своя ноша тянет

Пандемия коронавируса еще не завершилась, а Всемирная организация здравоохранения объявила о новой напасти — эпидемии ожирения в Европе. По данным ВОЗ, лишние килограммы есть у 59 процентов взрослых и каждого третьего ребенка. А тучность, как известно, способствует развитию едва ли не всех болезней цивилизации, в том числе инфаркта, инсульта, онкологии и сахарного диабета II типа. Из-за этого каждый год раньше срока умирают 1,2 миллиона жителей континента.

В России ситуация не лучше. Эндокринологи называют цифру — 40 миллионов наших сограждан имеют избыточный вес. По распространенности ожирения мы уже начинаем приближаться к эталонным в этом смысле США.

Нельзя сказать, что в России с этой тихой эпидемией совсем не борются. Толстякам врачи советуют похудеть, в основном ограничиваясь, правда, общими рекомендациями — поменьше есть и отказаться от сладкого. Недавно главный профильный институт Минздрава, НМИЦ эндокринологии, даже открыл школу лечения ожирения. Вносит свою лепту и ТВ, призывая россиян делать утреннюю зарядку и вообще как можно больше двигаться. В Москве для этого создаются все условия: строятся и обновляются спортивные площадки, прокладываются новые километры велодорожек.

И все же государство могло бы делать значительно больше. Целенаправленная борьба с ожирением — это не только пропаганда здорового образа жизни, но и жесткие меры экономического характера. Специалистам они известны.

К сожалению, вредная еда не только вкуснее, но и дешевле полезной. Поэтому главные источники лишних калорий — напитки с высоким содержанием сахара, кондитерские и мучные изделия — должны облагаться дополнительным налогом (такой опыт имеется, к примеру, в Мексике). Полученные средства следует направлять на субсидирование производства здоровых продуктов, потребление которых не грозит ожирением. Это фрукты, овощи, рыба, птица, нежирное мясо.

Конечно, изменить привычный рацион питания взрослого человека чрезвычайно трудно. Совсем другое дело — ребенок, у которого привычки еще только формируются. Если мы действительно думаем о здоровье народа, надо запретить направленную на детей рекламу вредных продуктов. Всех этих шоколадок, газировок и прочих радостей, которые с младых ногтей формируют настоящую зависимость. Производители сознательно подсаживают молодое поколение на сладкую иглу. Слезть с нее проблематично, с высокой степенью вероятности человек будет покупать эти продукты всю жизнь. А производители — радостно потирать руки и подсчитывать барыши.

И еще один, не столь очевидный, но тоже важный момент. Исследования показывают, что дети, вскормленные грудью, менее склонны к ожирению, чем «искусственники». Это еще один аргумент за запрет рекламы молочных смесей для детей до одного года. Зачастую именно агрессивный маркетинг отнимает младенцев от материнской груди. Соответствующий законопроект прошел первое чтение в Думе, но нет никакой уверенности, что в итоге его примут.

Наконец, государство могло бы взять на себя расходы (или хотя бы их часть) на бариатрические операции, с помощью которых уменьшают объем желудка, в результате чего больной гарантированно худеет. До сих пор их делают только на коммерческой основе, и для большинства нуждающихся они недоступны.

…Каждому японцу, разменявшему пятый десяток, в рамках программы «Спасение нации» раз в год измеряют окружность талии. И если норматив превышен, «нарушителю» предлагают курсы для похудения, а его работодателя могут оштрафовать. В России такое трудно представить. Пришедших на диспансеризацию взвешивают, но больше для галочки, чтобы заполнить документацию. Человеку советуют похудеть, но реальной помощи он не получает. Как будто это лишь эстетическая, а не серьезная медицинская проблема.