«Музыка лечит меня от депрессии более искусно, чем врач, без дополнительных страданий и без финансового вознаграждения», — сказала Жорж Санд, возлюбленная великого польского композитора — Фредерика Шопена. Отражают ли ее слова полностью природу того, что мы знаем сегодня как музыкальную терапию? Действительно ли возможно использовать музыку для эффективного улучшения человеческого функционирования?
Современная музыкальная терапия, хотя ее корни могут даже восходить к племенным традициям, которые использовали интенсивный ритм и звуки для пробуждения экстаза во время шаманских ритуалов, сегодня является полноценной формой психотерапии и областью науки. Терапия, проводимая с помощью музыки, может иметь одну из двух форм: активную, при которой участник вовлекается в процесс творчества, извлекает звуки из инструментов, импровизирует, поет и совершает действия под музыкальное сопровождение, или рецептивную, когда наиболее Важным моментом является сам прием, прослушивание подходящей музыки, подобранной терапевтом.
Обе эти формы могут использоваться в индивидуальной или групповой терапии. Универсальность музыки как эмоционального раздражителя, ее разнообразие и широкий спектр описанных в литературе методов с учетом использования музыки или ее элементов делают музыкотерапию применимой для широкого круга терапевтических целей. У детей он может стимулировать лучшее и более быстрое развитие когнитивных функций., поддерживают формирование памяти и концентрации и стимулируют творчество. При лечении людей с аутизмом это альтернативный способ выражения эмоций и установления контакта с окружающей средой, часто более простой в реализации, чем речь. В психотерапии и психологической поддержке музыкальные стимулы могут помочь в противостоянии сложным эмоциям, быть катализатором или носителем чувств, требующих переутомления. В психиатрических больницах музыка является хорошим дополнением к фармакологическому лечению и даже может помочь в диагностике некоторых расстройств. В работе с пожилыми людьми и психогериатрией может использоваться для пробуждения положительных воспоминаний, эмоций, улучшения настроения. Это дает стимул для установления социальных контактов и участия в групповых мероприятиях.
МЫ РЕКОМЕНДУЕМ
Даже если терапевт не использует элементы музыкотерапии в своей работе ежедневно, некоторые аспекты психологической помощи неразрывно с ней связаны. Лучший пример — подбор музыки при работе со стрессом. Многие приемы, используемые в работе с высоким напряжением, предполагают использование правильно подобранной музыки. Всегда стоит обращать внимание не только на особенности самой музыки — ее громкость, темп, настроение, характер — но прежде всего на индивидуальные предпочтения клиента. Даже самое удачно подобранное произведение для релаксации не принесет должного эффекта, если оно не понравится слушателю. Более того - в случае сильного несовпадения или в ситуации, когда данное произведение вызывает неприятные ассоциации или наводит на тяжелые воспоминания - результат его использования будет контрпродуктивен.
При этом стоит помнить, что музыка сама по себе не имеет сильного и продолжительного эффекта. Это можно наблюдать, например, на примере мифического «Эффекта Моцарта».-явления улучшения когнитивных способностей, памяти и концентрации внимания у респондентов после прослушивания одной из фортепианных сонат композитора. Дальнейшие исследования показали, что этот эффект кратковременный (длится до нескольких десятков минут) и не очень сильный (дает лишь несколько процентов улучшения). Поэтому давайте помнить, что музыка может быть важным (даже главным) элементом всего терапевтического процесса, но не единственным. Эффективная музыкальная терапия – это процесс, проводимый квалифицированным специалистом, который следит за его ходом, обеспечивает правильный подбор методов, устанавливает профессиональные терапевтические отношения и сознательно работает с клиентом.
#музыка #которая #исцеляет