Найти тему
История таблетки

Наша мягкая и тёплая броня. Если микробы прорвутся.

Сегодня будем говорить снова о коже, точнее, её микробных повреждениях. Даже глубже проникнем – в подкожную клетчатку. Чтобы вовремя распознать «малую хирургию» и стремительно обратиться к специалисту, пока не переросла в большую. На мелкие прыщики размениваться не будем, медицинский научпоп он такой, шокирующий и беспощадный. Потому что циничный и жадный до лайков и подписчиков. Как бы с картинками «сочными» не переборщить с таким подходом, но буду стараться.

Броня наша, конечно, «на разрыв» хлипковата – считай, всего несколько слоёв эпидермиса. Кирпич не выдержит, но вот от бактерий, вирусов и всяких грибов организм защищаться умеет. И дело тут не в толщине кожи, а её иммунных барьерах.

Фото автора Karolina Grabowska: Pexels
Фото автора Karolina Grabowska: Pexels

Одни клетки постоянно находятся настороже в самом верхнем (эпидермисе) и более глубоком слое (дерме). Они так и называются – резидентные. Это кератиноциты, тканевые макрофаги, клетки эндотелия сосудов. Вторые, до поры, до времени «дремлют в засаде» и активируются в случае опасности – тучные клетки, моноциты, эпителиоидные клетки.

К ним, при необходимости подтянутся и другие – нейтрофилы, дендритные клетки и Т-лимфоциты. Могучая рать! Пусть, и глазом невидимая, но на расправу со всякими микротварями скорая.

Правда, и враг не дремлет. Только и ждёт, когда наша защита ослабеет (возраст, снижение иммунитета) или ворота пошире откроются (травмы, порезы, ожоги). Иногда и «калитки» достаточно в виде укола или занозы. Тут главным фактором риска становится не площадь поражения, а глубина проникновения.

А вот и шок-контент подъехал
А вот и шок-контент подъехал

Из бактерий, любителей попробовать нашу кожу на прочность, на первом месте стоят, конечно, злые «шарики» - стрептококки и стафилококки. Не потому, что такие ловкие, просто их в окружающем нас мире больше всего. Глядишь, один из мильярда и проникнет, начнёт воспаление. Но есть и другие, вооруженные токсинами поопаснее. Тут и синегнойка (см. предыдущие статьи), и даже клостридии (от столбнячной до ботулинной). Последние в коже не задержатся – пойдут «шалить» по всему организму.

В идеале иммунная система остановит их ещё в самых верхних слоях кожи. Воспаление – это, между прочим, защитная реакция, а его очаг - линия фронта. Остановят наши защитники микробов в коже, и дело ограничится максимум пиодермией (от др.-греч. πύον, пио — гной). Следующий абзац лучше барышням с филфака не читать – а то ещё конфуз и всякое фи случится.

Гной – это погибшие «солдаты» иммунной системы (лимфоциты и нейтрофилы) и продукты некроза тканей. Если очаг большой, но строго ограниченный (закапсулированный) – это абсцесс. Если пошёл «гулять» между мышцами и фасциями – уже флегмона, штука более опасная. Но это мы глубоко копнули, пока вернёмся «на поверхность».

Пиодермия может проявиться в виде маленьких гнойничков – пустул. А может – и в виде особых пузырей, дряблых, с красной воспалительной каймой. Называются они фликтенами. Вскрывать такие самостоятельно (также, как и ожоги) крайне не рекомендуется. Мало на вас микробов налетело? Ещё и своими ловкими манипуляциями добавите. Плюс, обнажите дно такого пузыря, а там – открытая «всем ветрам» рана. В лучшем случае – эрозия, а в худшем – целая язва.

-3

«Захватили» микробы волосяной фолликул – добавляем –ит - фолликулит. Если только «выход» волосяного мешочка воспалился –приставка остио- (значит устье, а не кость). Неприятная штука, чаще у мужчин на лице. Если бреешься «насухую» и одеколон «Саша» кончился. Зачастую ещё и с иммунитетом нелады. Не до поцелуев как-то становится, надо для начала кровь на сахар сдать. У диабетиков иммунная система часто сбоит. Да и на ВИЧ, а то вдруг доцеловался.

-4

Не красиво, конечно, особенно, если мелкие шрамы останутся. Но терпимо, в отличие от другой напасти – гидраденита. Это микробы уже добрались до потовых желез, чаще всего подмышечных. Тут без фоточки, зона почти интимная.

Но золотистый стафилококк (именно он главный возбудитель всякой гнойной гадости на коже) может на волосяном мешочке не остановиться, начнёт распространяться и на сальные железы, и клетчатку вокруг. Фурункул. Получите, распишитесь. Один вроде проходить стал, а тут и следующий – это рецидивирующий. А вот, если сразу несколько – уже целая болезнь, называемая фурункулёз.

А бывает атака более массированной – сразу несколько «стержней» зреет, очаг сливается в целый карбункул. Гораздо неприятнее штука, требующая и лечения посерьёзнее. Давайте мы простыми рисунками тут обойдёмся, картинки уж слишком «на любителя».

-5

И это мы только об одном негодяе поговорили, с таким красивым названием – золотистый стафилококк (Staphylococcus aureus).

А есть ещё у него «братик» - стрептококк, не менее распространённый в этом прекрасном и радостном мире, и такой же охочий до нашей мягкой кожицы. Ферменты и токсины он выделяет немного другие, поэтому и болезни, ассоциированные с ним, выглядят немного иначе. Для кожи это импетиго и эктима. Для ногтей – панариций. Мы же немного задержимся на частой болячке людей более зрелого возраста – рожистом воспалении.

Самую нейтральную выбрал. Скорее всего, фотошоп. Уж больно границы "по линейке".
Самую нейтральную выбрал. Скорее всего, фотошоп. Уж больно границы "по линейке".

Вопреки названию, любит оно в основном голени и стопы. «Стартует» бурно, с высокой лихорадки и интоксикации, а затем присоединяется и характерная, чётко очерченная «карта».

Этим классическая «человеческая рожа» отличается от свиной – эризипелоида. Там тоже красное пятно, но чаще на руках (после контакта с сырым мясом или рыбой), без лихорадки и чётких контуров.

«Цепляется» рожа не ко всем, ей нужен «благоприятный фон» - диабет, нарушение оттока лимфы (поэтому и любимое место – ноги, часто с варикозными венами). Общее или местное снижение иммунитета раскрывает стрептококку ворота – каждая царапина, мозоль или даже расчёс могут стать местом внедрения инфекции. И хорошо, если однократно (что вряд ли). Сохраняющийся после перенесённого воспаления лимфостаз (застой лимфы) – одна из причин рецидива рожи.

В лучшем случае после перенесённой эритематозной формы (покраснение и всё) останется потемнение (пигментация) кожи. Но бывают и более тяжёлые формы – буллёзные (с пузырями) или даже некротические и гангренозные. Лечить эрозии и язвы после них – процесс долгий и не всегда успешный.

Но лечение же существует? К чему тогда надрывались все эти ваши Пастеры и Флеминги? Чай, не загадочная аутоиммунка. Есть бактерия – значит, её надо срочно изничтожить! Калёной зелёнкой! Абсолютно правильные вопросы и ход мыслей. Правда, у гнойных микробов своё мнение на этот счёт имеется.

Вот об этом и поговорим в следующей статье, как нам с этой заразой бороться. И насколько столетняя мазь Вишневского остаётся актуальной, вместе с перекисью и левомеколем.

А пока пойдём прогуляемся и заодно выкинем все просроченные антибиотики. Если вдруг понадобятся – пропишут свежие. Какие именно работают при гнойных болячках кожи – уже через пару дней.

Будьте здоровы!

***

Спасибо, что дочитали статью до конца.

Автор этого канала – врач с более чем тридцатилетним стажем, из них 20 – в области клинических исследований. Понравилось? Тогда поделитесь в соцсетях, лайкните и подпишитесь, впереди много занимательного и удивительного!