Найти в Дзене

Эксперимент длиной в жизнь

Александр Васильевич Суворов – доктор психологических наук, профессор, автор более 270 книг по психологии и педагогике, а еще «одинокий инвалид» и «существо бесполое».
В три года Александр Васильевич потерял зрение, а к 9 – оглох. Насколько это корректно звучит, но ему повезло: он успел научиться говорить голосом, потому что многие глухие от рождения всю жизнь изъясняются только жестами.
С 11 лет Суворов воспитывался в Загорском интернате для слепоглухонемых детей в Подмосковье. Учреждение работает и сейчас, но это не то место, куда детей отдают, чтобы не мучиться с ними. Напротив, здесь таким ребятам стараются дать все для полноценной жизни. В 70-х годах четыре выпускника детского дома поступили на психфак МГУ, в том числе и Александр Суворов.
Обучение вошло в историю как «загорский эксперимент». Экзамены эти дети сдавали наравне с остальными абитуриентами, но в процессе обучения им помогали – предоставляли переводчиков и тексты, напечатанные шрифтом Брайля.
Эксперимент показал, ч


Александр Васильевич Суворов – доктор психологических наук, профессор, автор более 270 книг по психологии и педагогике, а еще «одинокий инвалид» и «существо бесполое».

В три года Александр Васильевич потерял зрение, а к 9 – оглох. Насколько это корректно звучит, но ему повезло: он успел научиться говорить голосом, потому что многие глухие от рождения всю жизнь изъясняются только жестами.

С 11 лет Суворов воспитывался в Загорском интернате для слепоглухонемых детей в Подмосковье. Учреждение работает и сейчас, но это не то место, куда детей отдают, чтобы не мучиться с ними. Напротив, здесь таким ребятам стараются дать все для полноценной жизни. В 70-х годах четыре выпускника детского дома поступили на психфак МГУ, в том числе и Александр Суворов.

Обучение вошло в историю как «загорский эксперимент». Экзамены эти дети сдавали наравне с остальными абитуриентами, но в процессе обучения им помогали – предоставляли переводчиков и тексты, напечатанные шрифтом Брайля.

Эксперимент показал, что люди без слуха и зрения могут учиться вместе с остальными, поэтому выпускники интерната и по сей день могут поступать в разные вузы.

После учебы Суворов много лет работал с детьми в родном интернате, занимался научной деятельностью. Его имя сегодня известно и в мировых кругах.

В 1996 году он защитил докторскую диссертацию на тему «Человечность как фактор саморазвития личности», стал доктором психологических наук. Вообще, его главная тема как ученого – человечность. Синонимом к этому слову он называет ответственность.

Однажды он пошел один в место, где ни разу не был, упал там и сломал ногу. «Пойти исследовать незнакомую обстановку было бесчеловечным выбором с моей стороны, – говорит он. – Потому что я многих поставил в затруднительное положение».

Себя он называет «одиноким инвалидом». Много лет ему помогал его попечитель Олег Гуров, но с каждым годом ему все труднее совмещать работу и заботу. Кстати, до недавнего времени, пока не было проблем с ногами и спиной, профессор обслуживал себя самостоятельно, например, один ходил в магазин, а продавцов звал свистком.

Ученый ни разу не был женат, у него нет детей. «Суворов Александр Васильевич существо бесполое», — такими словами начинается анкета профессора, которую он заполнял по просьбе антропологов из Университета российского инновационного образования. В автобиографических письмах он пишет, что еще подростком ощутил «отвращение к телу, прежде всего, к своему» и посвятил жизнь творчеству и науке.

О Суворове велик соблазн сказать, что он многого добился в жизни, чего не каждый здоровый сможет. Но сам он еще в конце 80-х писал: «...Я смертельно устал — бодриться, // Притворяться — "героем времени". Быть слепоглухим тяжело».