Например, каждый читатель помнит причудливый мир «Ночи перед Рождеством», в котором полет на черте в Петербург за черевичками не кажется чем-то необычным. На слуху и повесть «Вий», в которой мертвая панночка гоняется за Хомой Брутом по церкви. Но фантастическое существует не только в украинском пространстве, которое для Гоголя связано с фольклором, но даже в Петербурге, то есть во вполне реалистических произведениях.
В повести «Портрет» молодой художник Чертков сталкивается с губительным влиянием некоей таинственной картины, а в повести «Шинель» призрак умершего чиновника Акакия Акакиевича летает по городу и срывает со всех шинели. О происхождении этого мистического мировидения писателя мы и поговорим.
Детство Гоголя
Вера в разного рода чертовщину появилась у писателя в самом детстве. Причиной этого стала религиозность его же родителей. Само рождение Гоголя связывали с чудом. Это был долгожданный сын, так как двое предыдущих родились мертвыми. Об удачных родах мама молилась в Свято-Никольской церкви в Диканьке. И действительно, все прошло удачно.
Набожность матери передалась и Гоголю. Это была набожность мистического толка. Например, писатель вспоминал, как красочно ему в детстве говорили про происходящее в аду. Так красочно, что по ночам ему снились кошмары. Помимо священного писания, воображение будущего писателя питалось и старинными преданиями.
Романтическая традиция
Но не только народными преданиями питалось воображение Гоголя. Большое влияние на него оказала и современная ему литература. Это была литература романтизма. Безусловно, писатель хорошо знал «Светлану» Жуковского, в которой читатель погружен в таинственную атмосферу гадания «в крещенский вечерок», знал он и произведения Пушкина. В частности, «Руслана и Людмилу», но в основу его творчества легли открытия немецкоязычных писателей. Особенно заметно влияние Гофмана.
Именно Гофман стал вводить в литературу фантастическое так, что оно сделалось неотличимым от реальности. Например, в дебютной новелле «Кавалер Глюк. Воспоминания 1809 года» писатель ведет повествование от лица молодого эстета и ценителя музыки, который знакомится в парке с неким таинственным господином. В самом конце мы узнаем, что незнакомец оказался никем иным, как самим Глюком.
Фантастика заключается в том, что Глюк умер в 1787 году, а новелла датирована 1809 годом. Но даже зная это, читатель не может с полной уверенностью сказать, что все случившееся не происходит в больном воображении героя.
Абсолютно так же со своим читателем поступает и Гоголь. Например, в «Портрете» у нас нет никакого основания утверждать, что Чертков – это психически здоровый человек, а увиденное им во сне на самом деле происходило наяву. В «Шинели» Гоголь подчеркивает, что привидение видели, но по слухам.
Как бы то ни было, но писатель смог создать миры, которые станут лейтмотивными для литературы уже XX столетия. Его мистический дар подпитывался религиозностью, суеверностью и литературной традицией. Та фантасмагория, которую удалось создать Гоголю, станет визитной карточкой литературы будущего столетия. В частности, на художественные открытия писателя ориентировался Франц Кафка при создании своих галлюцинирующих миров.4,5K17:37
В русской литературе XIX века фигура Гоголя смотрится несколько необычно. В эпоху рационализма и зарождения критического реализма писатель создает произведения, которые не вписываются в происходящее вокруг. Как точно отметил Белинский, анализируя повесть Достоевского «Двойник»: «Фантастике в наше время место только в сумасшедшем доме».
Однако у Гоголя фантастическое присутствует практически во всех значимых произведениях.
Хотите разбираться в литературе как эксперт? Теперь нет ничего проще, ведь мы подготовили для вас целые подборки курсов по истории литературы. Cмотрите нашу подборку бесплатных курсов для тех, кто убегает от реальности в книжные миры. Забирайте подборку по ссылке!