Найти тему

Почему Гоголь стал главным мистиком XIX века?

Например, каждый читатель помнит причудливый мир «Ночи перед Рождеством», в котором полет на черте в Петербург за черевичками не кажется чем-то необычным. На слуху и повесть «Вий», в которой мертвая панночка гоняется за Хомой Брутом по церкви. Но фантастическое существует не только в украинском пространстве, которое для Гоголя связано с фольклором, но даже в Петербурге, то есть во вполне реалистических произведениях.

В повести «Портрет» молодой художник Чертков сталкивается с губительным влиянием некоей таинственной картины, а в повести «Шинель» призрак умершего чиновника Акакия Акакиевича летает по городу и срывает со всех шинели. О происхождении этого мистического мировидения писателя мы и поговорим.

-2


Детство Гоголя
Вера в разного рода чертовщину появилась у писателя в самом детстве. Причиной этого стала религиозность его же родителей. Само рождение Гоголя связывали с чудом. Это был долгожданный сын, так как двое предыдущих родились мертвыми. Об удачных родах мама молилась в Свято-Никольской церкви в Диканьке. И действительно, все прошло удачно.

Набожность матери передалась и Гоголю. Это была набожность мистического толка. Например, писатель вспоминал, как красочно ему в детстве говорили про происходящее в аду. Так красочно, что по ночам ему снились кошмары. Помимо священного писания, воображение будущего писателя питалось и старинными преданиями.

Романтическая традиция
Но не только народными преданиями питалось воображение Гоголя. Большое влияние на него оказала и современная ему литература. Это была литература романтизма. Безусловно, писатель хорошо знал «Светлану» Жуковского, в которой читатель погружен в таинственную атмосферу гадания «в крещенский вечерок», знал он и произведения Пушкина. В частности, «Руслана и Людмилу», но в основу его творчества легли открытия немецкоязычных писателей. Особенно заметно влияние Гофмана.

-3

Именно Гофман стал вводить в литературу фантастическое так, что оно сделалось неотличимым от реальности. Например, в дебютной новелле «Кавалер Глюк. Воспоминания 1809 года» писатель ведет повествование от лица молодого эстета и ценителя музыки, который знакомится в парке с неким таинственным господином. В самом конце мы узнаем, что незнакомец оказался никем иным, как самим Глюком.

Фантастика заключается в том, что Глюк умер в 1787 году, а новелла датирована 1809 годом. Но даже зная это, читатель не может с полной уверенностью сказать, что все случившееся не происходит в больном воображении героя.


Абсолютно так же со своим читателем поступает и Гоголь. Например, в «Портрете» у нас нет никакого основания утверждать, что Чертков – это психически здоровый человек, а увиденное им во сне на самом деле происходило наяву. В «Шинели» Гоголь подчеркивает, что привидение видели, но по слухам.

-4

Как бы то ни было, но писатель смог создать миры, которые станут лейтмотивными для литературы уже XX столетия. Его мистический дар подпитывался религиозностью, суеверностью и литературной традицией. Та фантасмагория, которую удалось создать Гоголю, станет визитной карточкой литературы будущего столетия. В частности, на художественные открытия писателя ориентировался Франц Кафка при создании своих галлюцинирующих миров.4,5K17:37

В русской литературе XIX века фигура Гоголя смотрится несколько необычно. В эпоху рационализма и зарождения критического реализма писатель создает произведения, которые не вписываются в происходящее вокруг. Как точно отметил Белинский, анализируя повесть Достоевского «Двойник»: «Фантастике в наше время место только в сумасшедшем доме».

Однако у Гоголя фантастическое присутствует практически во всех значимых произведениях.

-5

Хотите разбираться в литературе как эксперт? Теперь нет ничего проще, ведь мы подготовили для вас целые подборки курсов по истории литературы. Cмотрите нашу подборку бесплатных курсов для тех, кто убегает от реальности в книжные миры. Забирайте подборку по ссылке!