Найти в Дзене
КиноРаритет

Большая роль могла стать второй у Пугачёвой, но стала первой и единственной у Ротару

Оглавление

В СССР не было таблоидов — газетёнок, которые бы специализировались на россказнях об инопланетянах и сплетнях из жизни эстрадных звёзд. Зато было «сарафанное радио», и вот уж оно отрывалось на полную. Например, распространяя из уст в уста слухи о том, как конфликтуют «Алка» и «Сонька» — «космы друг другу готовы повыдергать».

Если топоры войны и летали между Пугачёвой и Ротару, то они давно зарыты
Если топоры войны и летали между Пугачёвой и Ротару, то они давно зарыты

Я так и не смог найти ни подтверждений тем слухам, ни мотивов якобы объявленной между двумя эстрадными звёздами вражды. По одной версии, это была обычная профессиональная ревность. По другой, тоже ревность, и тоже обычная, но уже сердечного характера — ведь и у Пугачёвой, и у Ротару в «романтических интересах» побывал один и тот же мужчина, кинорежиссёр Александр Стефанович. И мне думается, что причина действительно в нём, но она не совсем такая, как думают многие.

Прощай, «Рецитал»!

Стефанович не имел отношения к дебютному фильму Аллы Пугачёвой «Женщина, которая поёт» (хотя на момент съёмок был уже опытным кинематографистом и мужем певицы). Внезапный успех этой кинокартины, ставшей лидером советского проката, его заинтересовал, и он решил повторить формулу «популярная певица в главной роли фильма про певицу». Так появился сценарий фильма «Рецитал», главная роль в котором должна была стать второй для Пугачёвой.

Так выглядел ансамбль  «Рецитал», едва не давший название полнометражному фильму
Так выглядел ансамбль «Рецитал», едва не давший название полнометражному фильму

Кинематографическое руководство убедить в необходимости съёмок такого фильма было легко (несмотря на декламируемое коммунистами нестяжательство, деньги они считать отлично умели, в том числе – доходы от кассовых сборов). Бюджет на картину дали и даже странное, «некоммерческое» название менять не потребовали (на самом деле, слово «рецитал» означает всего лишь выступление особого гостя на музыкальном фестивале… ну, и название группы, с которой выступала Пугачёва). Вот только ничего из этого не получилось.

Сейчас всё валят на Аллу Борисовну. Мол, это она начала капризничать на съёмочной площадке и «звездиться». Якобы, поэтому вся собранная киногруппа отказалась с ней работать. При этом, подозрительно, что подробностей так никто и не рассказал. Чем именно так насолила Примадонна киношникам, что они отказались от уже запущенного в производства фильма (а сделать это было не так-то просто, на самом деле, особенно, когда деньги из госбюджета уже выделены).

Муж и жена - Стефанович и Пугачёва
Муж и жена - Стефанович и Пугачёва

Но факт остаётся фактом — съёмки «Рецитала» прервались, не успев начаться. По некоторым слухам, с Пугачёвой успели отснять несколько сцен. Но материал этот так до сих пор и не всплыл. Так что, не верьте фильмографиям певицы, в которые включён данный фильм. В этих списках «Рецитал» есть, в действительности его нет и не было.

«Душа», здравствуй!

Зато существует «Душа» — фильм, который вырос из задумки «Рецитала». Расчётливый Стефанович проработанную идею не стал транжирить. Он её переработал, изменив сценарий. Изменил достаточно серьёзно, судя по тому, что даже имя главной героини трансформировалось и вместо «Алёна Вольнова» стало звучать как «Виктория Свободина».

Героиня музыкального фильма «Душа» - сверхпопулярная эстрадная певица
Героиня музыкального фильма «Душа» - сверхпопулярная эстрадная певица

По сюжету фильма, Виктория Свободина — популярная советская певица. Она у публики нарасхват. Её зазывают на все сборные концерты, ей предлагают сольные концерты во всех городах Советского Союза и за его пределами, а после выступлений ей, точно «битлам» в начале фильма «Вечер трудного дня» приходится подвалами и закоулками убегать от обезумевших поклонников.

Ещё одна дерзость от Стефановича - оказывается, в квартире советской певицы в красном углу висят потреты «битлов»
Ещё одна дерзость от Стефановича - оказывается, в квартире советской певицы в красном углу висят потреты «битлов»

Но происходит беда. У певицы возникает некое заболевание, из-за которого она может навсегда потерять голос. Чтобы этого не случилось, ей нужно просто сделать паузу в выступлениях, не петь хотя бы месяц. Всего-то месяц! Но тут и выясняется, что сделать это не представляется возможным. Вольнову продолжают слёзно уговаривать выступить «хотя бы ещё разочек», её шантажом заставляют выходить к микрофону, а потом ещё и коварные коллеги отключают технику, вынуждая певицу напрягать связки и петь на весь зал, так, чтобы на последних рядах услышали.

Самое страшное для любой певицы - узнать, что петь больше нельзя
Самое страшное для любой певицы - узнать, что петь больше нельзя

Фильм «Душа», на самом-то деле, можно было назвать «Женщина, которая не может не петь». Это суть фильма и главная черта его героини — она не способна отказаться от пения. Ей не позволяют замолчать ни поклонники, ни продюсеры, ни обязательства перед концертными залами, ни собственная тяга к творчеству. Вот такое кино!

Кто лучшая актриса — Ротару или Пугачёва?

Стефановичу для «Души» необходима была певица на главную роль. И непременно певица очень популярная (ведь он понимал, что основной причиной успеха «Женщины» было именно появление на экране Пугачёвой, а за кадром — её песен). А сравниться с любовью публики в тот период с Аллой Борисовной могла только София Михайловна. Вот она Пугачёву и заменила (чем явно не вызвала в вечной конкурентке прилива симпатий).

В музыкальном фильме «Душа» у Софии Ротару местами проявляются актёрские способности...
В музыкальном фильме «Душа» у Софии Ротару местами проявляются актёрские способности...

«Душа» в прокате была менее популярна, чем «Женщина, которая поёт». В лидеры по кассовым сборам она не выбилась, да и из памяти зрительской очень быстро выветрилась. И в этом есть определённая несправедливость. Ведь с точки зрения чисто кинематографической, фильм Стефановича — произведение гораздо более цельное, проработанное и талантливое. Операторская работа на высоте, никаких статичных камер со скучными длиннющими планами. Наоборот, на съёмках явно старались как-то разнообразить композиции, сделать их насыщенными, неожиданными. Монтаж — под стать. Он ритмичный, продуманный, а местами «клиповый». И сценарий у «Души» — не чета зачаточным наброскам «Женщины». И тем не менее…

...но стоит рядом появиться Ролану Быкову, и сразу становится понятно, что Ротару - актриса довольно бледная
...но стоит рядом появиться Ролану Быкову, и сразу становится понятно, что Ротару - актриса довольно бледная

Конечно, сказалась личность центральной фигуры, поставленной перед кинокамерой. Увы, Ротару оказалась актрисой куда менее живой и талантливой, чем Пугачёва. Не сказать, что она вообще не играет. В «Душе» у неё есть какие-то проблески актёрской игры, но их слишком мало, чтобы вдохнуть в персонаж душу. Большую часть экранного времени Ротару позирует со строгим лицом, почти не меняющимся, почти не отражающим эмоций. И смотреть на это лицо (гораздо более красивое, чем у соперницы) попросту скучно.

Разговоры о душе героиня фильма «Душа» ведёт с загадочным персонажем 79-летнего Леонида Оболенского
Разговоры о душе героиня фильма «Душа» ведёт с загадочным персонажем 79-летнего Леонида Оболенского

Песенный материал тоже оказался бледнее. За весь фильм София Ротару почти не исполняет хитов. Поёт очень хорошо, превосходно. Но не хиты. Песни из классического репетруара певицы в «Душе» не откладываются в памяти. Их не хочется напевать (да и вряд ли это непрофессионалу возможно). В то время, как «Женщина» полностью состояла из хитов. Она была чередой песенных шлягеров, который почти без остановки перетекал один в другой.

В фильме «Душа» появилась опальная рок-группа «Машина времени»
В фильме «Душа» появилась опальная рок-группа «Машина времени»

Парадокс, хиты в «Душе» звучат от «подпевки». И это не удивительно, ведь на подпевку для Ротару позвали «Машину времени» в полном составе! Макаревича, правда, отодвинули с лидерского места, заменив его на более «д’артаньянистого» Боярского. Но по тем временам и такой вариант казался дерзостью со стороны Стефановича. Ведь советская рок-группа (как и весь рок в целом) была в тот момент в опале, которая через год, после известной гнусной статьи «Рагу из синей птицы», опубликованной в «Комсомолке», усилится до предела. А у Стефановича — вот она, на большом экране, распевает «Право», «Бег по кругу», «Кого ты хотел удивить», «За тех, кто в море»! Ну, разве не дерзость? Идеологическая диверсия!

Правда, песни «Машины времени» в фильме «Душа» исполняет то Михаил Боярский, то сама София Ротару
Правда, песни «Машины времени» в фильме «Душа» исполняет то Михаил Боярский, то сама София Ротару

Так что, думается, если зрители на «Душу» и шли, то шли, в основном, ради «машинистов», а не Ротару. По крайней мере, украинку молдавского происхождения на главные роли больше не звали. Да и эпизодов в фильмах не давали. В отличие от Пугачёвой, у которой ещё были появления в ряде кинокартин, и наверняка были бы большие роли, кабы не страх перед её взрывным и сильным характером у кинематографистов.