Можно ли при помощи пропаганды превратить человеческий мозг в жидкие фекалии? Риторический вопрос, разумеется можно. О том, как это сделать мы сегодня и поговорим.
1. Задача пропаганды вытащить из головы худшее, что есть в человеке. Один из мифов о пропаганде гласит, что с ее помощью прекрасных и добрых людей превращают в мерзких животных. У меня плохие новости. В голову взрослого человека нельзя ничего вложить. Зато можно извлечь, то что заботливо припрятано в потаённые уголки психики предыдущим опытом. Любая пропаганда нацелена на выуживание четырёх элементов:
А. Комплекс неполноценности
Б. Агрессия
В. Внешний локус контроля. Вера в то, что от тебя ничего не зависит, что вся жизнь контролируется исключительно внешними обстоятельствами и людьми
Г. Страх из-за отсутствия безопасности
2. Повторяемость. Сразу оговорюсь, что мне глубоко отвратителен фашизм. Но для написания этой статьи придётся процитировать Геббельса. Он говорил: «Обыкновенные люди обычно гораздо более примитивны, чем мы воображаем. Поэтому пропаганда, по существу, всегда должна быть простой и без конца повторяющейся».
Попав в отделение кардиологии с инфарктом, курильщики делятся на две группы. Первые бросают курить моментально. Вторые также моментально бегут курить, как только смогут стоять на ногах. Объясняется это довольно просто. У первых существовала доминанта, то есть очаг возбуждения в коре головного мозга, что курить очень вредно для сердца. Страх от пережитого инфаркта существенно подпитывает эту доминанту в результате чего человек расстается с вредной привычкой. У второй группы страх от инфаркта тоже есть, а вот доминанты про то что курение = инфаркт к сожалению, не завезли. Задача пропаганды при помощи многократных повторений подпитывать уже имеющиеся доминанты до тех пор, пока сама жизнь не создаст условий для того чтобы эта бомба замедленного действия взорвалась. Если из каждого утюга по 100 раз в день повторять, что кола самый освежающий напиток, то когда захочется пить человек побежит покупать именно её.
Закончу ещё одной цитатой из Геббельса: «Ложь, повторенная 100 раз, становится правдой». Кстати ощущение безопасности у человека появляется в том числе благодаря повторяемости жизни. Чем больше повторяющихся ритуалов, тем более спокойно чувствует себя наш мозг. Это, кстати, одна из причин формирования невроза навязчивостей. Одни и те же слова, повторяемые годами, снижают чувство волнения и тревоги.
3. Конформизм. Еще раз расскажу про набивший оскомину опыт Соломона Аша. В комнату приглашалось восемь испытуемых, которым предъявлялось три линии для сравнения с эталонной. Нужно было выбрать линию максимально сходную по длине с образцом. Однако 7 из 8 испытуемых были «сообщниками» экспериментатора и как следствие все они давали одинаково ошибочный и ложный ответ. В результате эксперимента было обнаружено, что 75% испытуемых хотя бы в одной из серий эксперимента повторяли заведомо неверные ответы, которые перед ними высказали остальные члены группы, а 25% вообще систематически подчинялись мнению большинства. В последствии, экспериментаторы написали, что, если бы подставных участников было не 7, а 700, то с заведомо ложными результатами согласились бы 99,9% подопытных.
Конформизм в той или иной степени присущ абсолютно всем. Стратегия конформизма очень выгодна для нашей нервной системы, а, следовательно, и для выживания.
А) Потратив минимальное количество энергии мозг узнает выгодную стратегию поведения (все побежали от волка, и я побежал).
Б) Минимизируются социальные потери за счет того, что человек не конфликтует со стаей.
Однако существует маленькая ложка дегтя в этой бочке меда. Чем выше уровень конформизма, тем ниже уровень интеллекта. Так или иначе одна из главных задач пропаганды доказать, что большинство на стороне идей ею продвигаемых. Обычно для этого используются социологические опросы. Сегодня этим же целям служат интернет-боты. Ощущение принадлежности к большинству существенно повышает чувство безопасности и снижает уровень тревоги.
4. Современные особенности пропаганды. Цели и задачи изменились. Раньше требовалось чтобы максимальное количество людей поверили в некую идею и последовали за неким лидером. Сегодня основная задача – сделать человека агентом влияния. Нужно чтобы он не просто «заразился» идеей, необходимо сделать его активным разносчиком «заболевания». Основная цель – создание информационной эпидемии.
Но при помощи каких психологических методик это достигается? В свое время изучая фашизм знаменитый Карл Густав Юнг сформулировал, что фанатизм является признаком неосознанного сомнения. То есть чем сильнее внутренний конфликт, тем громче человек кричит, прежде всего для того чтобы убедить самого себя. Как только вопль стихает возникает опасность услышать правду, которая тихо, но неизменно звучит в его голове. Этого допускать нельзя, так как подобное осознание вызовет сильную боль. Потянет вслед за собою осмысление собственной тупости, жестокости и воспоминания о поступках которые ничего кроме сильного чувства вины вызвать не могут. В этом смысле пропагандировать прописные истины, например, что солнце жёлтое, гораздо сложнее. Отсутствие внутреннего конфликта и сомнений не приведет к ретрансляции скучной идеи о цвете светила. Также с этих позиций становится понятна и зависимость между нарочитой лживостью пропаганды и размерами эпидемии доносительства возникающей вслед за нею. Одно без другого не существовать не может.
5. Разумеется для отдельно взятого человека последствия пропаганды печальны. Жизнь в постоянном внутреннем конфликте приводит к психосоматическим заболеваниям, неврозам, зависимости от психоактивных веществ. Также пропаганда способствует росту конфликтов в семьях, что ведёт их распаду. Чем активнее пропаганда, тем ниже качество жизни отдельно взятого человека.
6. Признаки агонии. Существует пропагандистский прием, который как лакмусовая бумажка показывает, что гибель не за горами. Когда союзники бомбили Германию Геббельс начала рассказывать про чудеса. Про то что у Гитлера припасено волшебное «оружие возмездие» при помощи которого война третьим рейхом будет выиграна. Про то что Рузвельта скоро убьют и это поможет переломить ход войны. То есть когда все идет по тому месту о котором не говорят, а молчат да вздыхают, пропаганда начинает истошно верещать о том, что уже завтра все поменяется на 180 градусов благодаря тому, что произойдёт нечто волшебное, нарушающее естественный ход вещей. Именно так выглядит отчаяние, которое и является верным признаком скорого конца.
P.S.
1. Поделитесь этой статей!
2. Отправляйте свои вопросы в директ или в телеграм doctor_vainer!
Ответы в прямом эфире в пятницу, в 12:10 по Москве, в YouTube doctorvainer.
#психология #пропаганда #психотерапевт #докторВайнер