Все мы знаем, что мода циклична. Но почему, зачем и как?
Окей, предположим, что «как» - это понятно. Дизайнеры «договариваются», придумывают, выпускают на подиум, а масс-маркет подбирает идеи и выдает это потребителям. На самом деле масс-маркет тоже в курсе того, о чем «договариваются» все остальные, просто выжидает показов, чтобы выбрать с подиумов модели, которые будут наиболее продаваемыми.
Остаются вопросы «почему» и «зачем». Вопросы плотно взаимосвязанные, поэтому рассматривать будем общую суть.
Вообще, почему мода циклична?
История моды показывает, что явное и частое повторение трендов прошлого присуще моде начиная с ХХ века (скорее даже с середины). Да, сложно сказать такое о веке с наиболее ярким стилеобразованием каждого десятилетия, но именно там стали появляться яркие отсылки к предыдущим временам. С началом XXI века цикличность стала очень явной, порой просто «в лоб». То и дело со страниц глянца светилось, да и светиться до сих пор: «В этом сезоне в моде 70-е», «В будущем сезоне дизайнеры определили тренд на 60-е!» и так далее и тому подобное. Гипертренд на 70-е, кстати, держался практически все 10-е года. Плавно сменивший его яркий тренд на 90-е сначала согревал сердца тех, кто во всей красе переживал реальный конец тысячелетия и молодых модниц, а затем резко сменился возвратом 00-х, которое привело в ужас всех тех, кто это время застал и по какой-то причине привело в восторг тех, кто родился только после 2005.
Причин такого интересного явления несколько. Я предлагаю кратко рассмотреть три из них: техническую, эмоциональную, историко-экономическую.
Первая, самая банальная и очевидная, но далеко не главная - придумать что-то качественно новое становится все сложнее и сложнее, а порой уже и просто невозможно.. Создание новых моделей сходится либо к скрещиванию двух имеющихся вещей («Давайте пришьем капюшон от худи к жакету» или «что будет если пришить к манишке панаму?»), либо к деконструктивизму. Это то, что касается технической части процесса.
Вторая причина более эмоциональная - ностальгическая. Каждый человек стремиться к тому, чтобы быть счастливым. Мы покупаем вещи, которые будут этому способствовать, обставляем квартиры определенным образом, имеем хобби и прочее. И очень часто, всеми этими вещами мы неосознанно восстанавливаем самые счастливые периоды своей жизни. У кого-то это беззаботное детство рядом с родителями, у кого-то веселая яркая молодость студенчества, у кого-то, возможно время первого брака или появление первого ребенка. Дизайнеры такие же люди, как и все. И когда они имеют возможность создать творческую вещь или коллекцию, не основываясь ни на чем другом (да, такого практически не бывает, но тем не менее), своими творениями они хотят погрузить себя и нас в то самое прекрасное и счастливое для них время. Существует такой термин, как anemoia, который означает ностальгию по временам, в которых никогда не жил. Это так же может быть предметом вдохновения дизайнеров. Но в основном – это ярко объясняет то, почему современная молодежь, родившаяся 2005 и позже, так любит все эти тренды на 90-е и 00-е. Они видят в этом некоторый шарм, свободу и новизну. Именно поэтому тренды на такие времена становятся так популярны.
Третья причина связанна непосредственно с историей и экономической ситуацией в разные периоды существования общества. В свое время американский экономист Дж. Тейлор внедрил такой термин как «индекс длины подола». Этот феномен, да и сама причина №3, требуют отдельного разговора и, возможно, в будущем я напишу отдельную статью или пост об этом. Если кратко, то суть «индекса» гласит: «Чем хуже экономическое положение в стране, тем длиннее юбки у женщин и наоборот». Подобное придумал Л. Лаудер, только уже с губной помадой. Соответственно, чем хуже положение экономики в стране, тем сильнее падают продажи губной помады. Конечно, глобально мода отвечает на кризисы не просто потерями в секторе бьюти или увеличением длинны юбок, а полной перестройкой трендов и тенденций. И тут вступает в игру такое правило как «используй проверенное». В такие моменты происходит комплексный анализ происходящего специалистами различных областей и на основе этого выбирается определенный исторический период со схожими показателями. Это описание, конечно, крайне условно, но достаточно красочно описывает процесс.
Так почему опять 00-е, хотя многие чуть ли не молились о том, чтобы это никогда не произошло? Потому что состояние напряжения общества, экономических и политических ситуаций достигает невероятного накала (и это речь о периоде до февральских событий 2022 года). Людям, да и обществу в целом, необходима разрядка. А где ее взять, если не в безбашенных, сумасшедших, веселых и отрывных 00-х? Таких вечеринок, тусовок не было ни до, ни после. А главное, тогда многие люди, особенно молодежь, жили одним днем. Не думали и переживали о том, что было вчера и том, что будет завтра. Отрывайся там где, ты есть и пока можешь.