Первый блин не вышел комом. На то она и женщина, чтобы ловко стряпать. Приготовила такое блюдо, что пальчики оближешь. И сначала не понимаешь, в чём дело. Перечитываешь раз, другой… И только потом понимаешь, что это же самая настоящая ролевая игра в её лучшем – настольном – проявлении!
Кто о чём, а я о книге Ив Форвард «Злодеи поневоле», где авантюристы самых разных мастей и профессий сколачивают разудалую команду и отправляются спасать мир от избытка… Добра?! Оказывается, это тоже плохо, когда всё цветёт и благоухает, когда тучные коровы с каждым днём становятся всё толще, а солнце больше не отбрасывает ни сантиметра тени. Того и гляди всё исчезнет в ослепительной вспышке Света.
Более загадочной писательницы представить трудно. Информации об Ив Форвард с гулькин нос, разве что одна и та же запись кочует с сайта на сайт. Вроде бы как она сама про себя написала, что «в список моих занятий входят — писательская работа, живопись, ваяние скульптур и некоторые другие. <…> Живу я в Вашингтоне с моим дорогим мужем и нашим огромным зверинцем, в котором живут коты, хорьки, змеи, ящерицы, саламандры и лягушки, а также огромное количество комнатных растений. Кроме того, мои хобби — кулинария, бумажные змеи, игра «Dungeons & Dragons» и сон».
Негусто. Да и книг Форвард выпустила всего три, две из которых переведены на русский язык – «Злодеи поневоле» и «Анимист». Злодейскую историю написала в конце 90-х (то ли в 1995, то ли в 1999 годах – данные различаются), а про мальчика-мага – в 2000-м.
Ну и третья «The Turning City» (примерно переводится как «Превращающийся город») вышла в свет в 2015 году, правда, только онлайн. Указано, что там целый цикл «GyreWorld» – «Вращающийся мир». Так что будем наблюдать и ждать продолжения. А пока наконец-то возьмёмся за дебютный роман Форвард – наших старых недобрых «Злодеев».
В фэнтезийном мире американской писательницы Добро оказалось и с кулаками, и с мечами, и с огромными мускулами. И в один прекрасный момент окончательно перетянуло всё одеяло на себя. «Армии зла были рассеяны, а Врата, сквозь которые вторглась Тьма, — закрыты навсегда. Когда начали возрождаться селения и города, оставшиеся не у дел воины, ища богатства и славы, решили уничтожить последнее прибежище Зла: забытые гробницы и развалины храмов, где ютились бродяги, разбойники и всякая нечисть, осложняющая жизнь добрым людям. Они прекрасно справились с этой задачей, особенно в Шестиземье, на родине всех величайших начинаний…» (Здесь и далее цитаты Ив Форвард, «Злодеи поневоле». – Прим. авт.).
Ну а когда совсем никого не осталось, «добряки» принялись прочищать мозги собственным оступившимся согражданам. К чему все эти тюрьмы или, упаси боже, виселицы, когда есть прекрасная светлая магия?! Чары и колдовство волшебника Миззамира работают не хуже телевизионной пропаганды. «Крэкс, фэкс, пэкс!» (Или это заклинание из другой оперы?) Миззамир с лёгкостью опроверг бытующее мнение, что чёрного кобеля не отмоешь добела, и по мановению волшебной палочки вчерашние душегубы вдруг стали вполне приличными булочниками.
Однако «если лишить человека желания творить зло, какую ценность будет иметь творимое им добро?» «В людях много всего перемешано. Есть такое, что нельзя назвать просто добром и злом или законом и беззаконием». И может ли человек считаться им впредь, коли разделить его душу надвое? Впрочем, это всё моральные аспекты. Есть и вполне приземлённые: «Чтобы было рождение, должна быть смерть. Чтобы была ночь, должен быть рассвет. Чтобы один победил, другой должен потерпеть поражение… Это как смена времен года… Так устроена жизнь, в ней все держится на равновесии». Перевесит хоть одна из сторон – и чаша равновесия перевернётся вместе с теми, кто её раскачивал. Словом, крайности здесь неуместны.
Прямо лопатками ощущаю, как читатель корит автора этих строк за излишнюю философию. Какую-то дичь несёт! Где же обещанные «Dungeons & Dragons»? Но на то я и демиург, чтобы потянуть кота за… хвост! Теперь игровая задача поставлена: принести в фэнтезийный мир как можно больше Зла. Обычные воины, паладины, рыцари, монахи и прочие герои-приключенцы для выполнения это миссии не подходят. Придётся набирать отряд не в блистающих родовых замках, а в портовых тавернах, затхлых притонах и прочих укромных местах, куда покуда не заглянуло око всепоглощающего Света.
Благо сейчас как раз двое сидят за дальним столиком и грустят о былых весёлых деньках. Высокий чернявый парень – наёмный убийца Сэм. Он смертоносен и безжалостен, в рукаве припасены и иголка с ядом, и острый кинжал. Но в глубине своей пропащей души Сэм – настоящий романтик. А низенький улыбчивый толстячок с невинными детскими глазками – глава гильдии воров Арси. И если вы думаете, что кошелёк все ещё у вас в кармане, то больше так не думайте.
Немудрено, что последние на земле убийца и вор как магнитом притягивают неприятности, и вскоре за ними начинает охотится «вся королевская гвардия, вся королевская рать». Северные варвары обещают нанизать их тела на пики, благородные воители дают священные обеты покарать негодяев и сложить их головы к ногам прекрасных дам – каков подарочек! Берегись, борзые собаки с не менее борзыми эльфами уже вышли на след! Того и гляди появится сам Миззамир и как начнёт читать лекции о пользе Добра! И тогда смерть от скуки неизбежна!
К счастью, злодейский «магнетизм» иногда приносит и пользу. К двум товарищам стекаются все местные «оппозиционеры», и вскоре образуется кружок по интересам. Убийца, вор, кентавр, друидка, колдунья с вампирскими замашками и загадочный чёрный рыцарь – великолепная шестёрка авантюристов к приключениям готова!
Ну а дальше строго по классике: поиск волшебных предметов и выполнение второстепенных задач, которые шаг за шагом приближают персонажей к главной цели и главному бою, победить в котором поможет только грамотное использование всех талантов и способностей «партийцев».
«Злодеи поневоле» читаются легко, буквально на одном дыхании. Не смущает даже обилие пафоса и высокопарных слов (наоборот, воспринимается как отличная шутка). Без таких речей и кампания в «D&D» - не кампания. А пальцы уже шарят в поисках игральных костей и мысленно заглядывают в содержимое коробок с настольными играми: а неплохо бы самому провернуть что-нибудь этакое!
Антон АГЕЕВ.
#книгочей
#книги фэнтези
#настольные ролевые игры
#подземелья и драконы
#pathfinder
#descent
#приключения
#магия и волшебство
#добро и зло
#обзор книг