Найти тему
Литература о жизни

П.Я. Чаадаев у истоков русского самоуничижения

1. (вместо введения)

"След, оставленный Чаадаевым в сознании русского общества, — такой глубокий и неизгладимый, что невольно возникает вопрос: уж не алмазом ли проведён он по стеклу?" (О.Мандельштам)

Продолжаю размышлять об истоках русской внутренней русофобии, глубоко укоренившейся в психике многих русских, то бишь слепого преклонения перед западом и автоматического самоуничижения в самосравнении с Европой.

Просто потому, что в настоящий момент слишком задевает меня эта привычка многих (известных, достойных, умных, замечательных) людей - привычка принижать себя, принижать Россию и каяться за Россию в чем неизвестно - каяться даже в своих нормальных политических правах как страны!

Среди умных людей очень мало тех, кто глубоко понимает Россию и принимает ее со всеми недостатками, не желая сравнивать с Европой. Потому что по-настоящему умные люди должны понимать, что Европа, как и Америка, не имела таких великих трудностей и препятствий для развития, как Россия. И потому сравнивать их нельзя.

Надо любить, ценить, гордиться, уважать свою страну всей душой, верить в нее! А не гнобить добавочно в столь трудный критический час, когда все и так ополчились на нас хуже зверей! Увы, не во всех это чувство есть.

Недавно вышел "Белый шум"с Шнуровым, лично мне это был как бальзам на душу, потому что прозвучало как раз то, что я чувствую сейчас. Но под видео почти ни одного комментария не соответствовало моему мнению. То есть народ в большинстве своем, как мне кажется, не осознает проблемы.

Поскольку русское самоуничижение перед Европой - это явление очень обширное, крепкое, прочно охватившее всю нацию (и особенно сильно и ярко эта проблема проявляется в наши дни), то и корни этого явления должны быть очень давние, мощные и глубокие. Давайте же попробуем обратиться к этим корням, к этим истокам.

2.

Свое главное творение - "Письма о философии истории" (закончены в 1831, позднее ставшие известными как "Философические письма") - Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856) написал на блестящем французском. Видимо, будучи уверен, что русский язык не достоин того, чтобы на нем выражать столь глубокие, изящные, оригинальные и прогрессивные идеи. А это ведь уже была эпоха Пушкина, которая показала, что и русский язык вообще-то не лыком шит. Но своим актом написания произведения именно на французском Чаадаев четко заявил о своей убежденности насчет слабых интеллектуальных возможностей родного языка.

Чаадаев был крайне интересным и крайне противоречивым человеком.

Так, называя Запад "царствием божьим на Земле", и уехав из России в 1823 с твердым намерением никогда больше в нее не возвратиться... уже через три года, побывав в разных европейских странах, он вернулся на Родину. Чем-то не устроило его Царствие Божие, видимо. Странно!

Далее, в 1829-1831 он пишет свои "Письма о философии истории", в которых утверждает, что истинно благая религия - это католичество, ибо только оно сохранило истинно христианское зерно. Именно из-за этого император Николай Первый замечает, что работа его достойна пера сумасшедшего. И при этом Чаадаев так и не принял католичества лично, а до конца жизни практиковал православие и умер причастившись у православного батюшки. Странно.

И всю свою не самую короткую жизнь (он умер в 1856 году) великолепный денди пребывал в московских гостиных, со скучающим и презрительным видом поглядывая на москвичей, но отныне всегда именно в России оставался и больше никуда не рвался, не уезжал. Тоже странно.

И последнее противоречие, но, правда, весьма симпатичное нам. Несмотря на апологию Европы, благодаря которому западники считают своим родоначальником именно Чаадаева, этот философ вовсе не хотел сказать, что Россия должна слепо идти по западному пути. Она должна взять лучшее от Запада, но при условии, что сама ему передаст свою мистическую духовность. Только вот такой равноценный обмен, а не тупое следование западным образцам.

«Мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку, мы — народ исключительный», писал Чаадаев. В общем, как вы, наверное, заметили, фигура очень противоречивая!

Истоки русской внутренней русофобии (свободные размышления)

"К Чаадаеву" Пушкина. Анализ стихотворения 1818 г. От "юных забав" к вере и чести.

Пушкин. Анализ стихотворения "Чаадаеву" 1821 г. (В стране, где я забыл тревоги прежних лет...)