Нет автомобиля, не подходящего для путешествий, есть форматы путешествий, не подходящие для автомобиля.
Предисловие.
Приветствую всех любителей туризма и праздно листающих ленту.
Это первая статья из цикла, посвященному выбору внедорожника для поездок, который закончится конкретными примерами и рекомендациями.
Если зачесалось и вы решили, что пора, эта статья для вас. Вероятно она сэкономит время, деньги, силы и внесет долю ясности.
Здесь собран мой личный опыт и опыт товарищей постарше. В свое время мы наделали все из возможных ошибок, верили в чудеса и считали себя умнее других. Зачем переплачивать за ТЛК 100, если мой кроссовер дешевле, новее, комфортнее, тоже полноприводный и зимой на парковке по снегу прет как конь?!
Погнали?!
Так совпало, что огромное количество мест в России, где я был или хочу побывать не может похвастаться асфальтовым покрытием. Поэтому говорить я буду о том, что знаю сам - о внедорожных экспедициях. Точнее о поездках по плохим дорогам, а иногда по местам, где их нет. Поездки по тотальному бездорожью не мой профиль, скорее вынужденная мера.
Между асфальтом и тотальным бездорожьем, когда оба варианта ведут к одной и той же финальной точке, я выберу асфальт.
Часть первая: Главные ошибки.
- Не заставляй кошку гавкать.
Кроссоверы и прочие полноприводные городские игрушки не предназначены для оффроуда, вне зависимости от вложенного бюджета. Проблема не в том, что нельзя повесить лебёдку или 35 колеса на BMW X5. Можно и вероятно это даже поедет, только не факт что вернется, а если вернется, не факт, что сможет еще раз. Ресурс автомобиля будет минимальным в тяжелых условиях. Если он не развалится в пути, то после придется поменять примерно все, что ниже зеркал.Кроссовер прекрасный вариант для поездки на дачу и парковки на бордюрах в городе, но бездорожье, даже умеренное, особенно в больших количествах для него смертельно.
Не стоит рассматривать машину без полноценной рамы, честного полного привода и понижающего ряда как минимум.
- "Хочешь поехать в экспедицию - покупай Range Rover, хочешь вернуться - бери Тайоту".
Английская поговорка.
Если у вас вдруг слишком много денег и вы рассматриваете новый внедорожник, то у меня для вас плохие новости. Не важно сколько стоит ваш внедорожник, если он обездвижен вдали от цивилизации без связи. Не единственная, но основная проблема всего нового - куча электроники. Это чудо инженерной мысли, разработанное для богатых горожан, для поездок на пикник не то что починить, даже продиагностировать не получится вне сервиса ... А за пределами больших городов и сервис вам не поможет. Нет там оборудования для диагностики и ремонта новенького рэнжа.
Даже если вы сами ничего починить не можете, вероятность найти Кулибина с кувалдой для починки старой тайоты куда выше, чем электронщика с оборудованием по новым BMW. Конечно на ютубе все видели как прекрасно едет новый G63 AMG по бездорожью, но если вы далеко, за свой счет, без технички и команды, это скорее всего не ваш вариант.
- Купить уже подготовленный внедорожник по объявлению.
На Авито попадают как правило 3 варианта подготовленных машин:
1. Отличные экземпляры по завышенным ценам, те что не забрали соклубники, друзья и родственники из-за неадекватной стоимости;
2. Подготовленные настолько криво и бездарно, что проще продать, чем переделать;
3. Докатки, когда основной ресурс автомобиля уже закончился, но товарный вид для неопытного глаза все еще есть.
Первый вариант для тех, у кого куча денег в подвале начала подгнивать снизу и надо что-то с этим делать. Второй - для тех, кто хочет путешествовать от сервиса к сервису в надежде понять что и от чего тут примотано синей изолентой и как это вообще должно работать. Разница в цене для третьего варианта между живым экземпляром и докадкой обычно варьируется в пределах 30% при продаже, разница же в последующих вложениях может отличатся в десятки раз и нет никакой гарантии, что это в итоге поедет.
Вероятно вы умнее и удачливее всех и купите идеальный вариант с хорошей скидкой, но шансы не велики.
- Размер имеет значение?!
Если без фанатизма и для путешествий, то полноразмерный, среднеразмерный внедорожник или пикап предпочтительнее короткой базы.
Да джимник (Suzuki Jimny) по бездорожью едет лучше патруля (Nissan Patrol), но только в джимник не влезает ничего и спать там не удобно, если вы не 45-ти килограммовая девочка. Мы все же рассматриваем длительные поездки.
Полноразмерник комфортнее, безопаснее и устойчивее на относительно больших скоростях, особенно вне асфальта, что как нельзя кстати при длительных путешествиях. Я езжу на Mitsubishi Montero Sport. Места нам с собакой хватает (иногда, если собака не против, мы берем даже жену 😁), проходимость и маневренность устраивает. Для меня это золотая середина.
- Дизель лучше бензина?!
Это не совсем так, и то и то подходит с некоторыми оговорками.
Для тяжелых бездорожных маршрутов лучше подходит дизель из-за меньшего расхода в тяжелых условиях. И главное это не финансовая составляющая, а запас хода. Когда нет заправок, это важно. В среднем, мой бензиновый Монтеро обходится по топливу не дороже дизельной Тойоты 80. Сравнивали, за 6000 км с разными условиями эксплуатации. Просто в условиях бездорожья и отсутствия заправок я брал 2 канистры с собой, а тайота одну. Дополнительный бак решает эту проблему в 90% случаев. Главное не возите канистры на крыше в солнечную погоду, бензиновый душ с открытыми окнами вам не понравится, просто поверьте).
Бензин не везде есть! В условиях русского севера, где вся техника дизельная, бензина может просто не быть. Это стоит учитывать при поездках в определенные регионы.
В заведенной бензиновой машине нельзя спать. Если выхлоп пойдет в салон, есть шансы летального исхода, от дизеля можно только отравиться. Вопрос решается дизельной автономкой.
Дизельный вариант как правило дороже и больше ездил... Часто это так.
Мой формат путешествий пока не требует перехода на дизель. Но при прочих равных, дизель мне кажется более универсальным.
- Автомат не подходит, нужна механика.
На самом деле оба вариант подходят, опять же с оговорками.
Главные и очевидные минусы автомата:
Нельзя завести с толкача... Хотя гружёную сотку с толкача заводить то еще мероприятие, но все же можно дернуть. Некоторые старые автоматы вроде бы тоже заводятся с толкача, но утверждать не буду. Если знаете такие, напишите в комментариях.
Автомат легче похоронить и дороже чинить. В тяжелых условиях легко перегреть масло в коробке. Решается проблема дополнительным радиатором охлаждения и более частой заменой масла и фильтра. Можно вывести отдельный будильник температуры масла в коробке.
Автомат не любит длительной буксировки. Актуально, если в раздатке нет нейтральной передачи. Есть ограничения и по скорости буксирования и по дальности, что бы все прошло достаточно безобидно для коробки.
В остальных случаях автомат предпочтительнее, если вы не ортодоксальный джиппер)
На этом все для данной главы, но не для всего цикла. Что делать после покупки и с чего начать правильную подготовку внедорожника, я расскажу в следующей статье. Не пропустите.
P.S. Спасибо, что дочитали до конца. Ваши подписки, комментарии и лайки помогают бОльшему количеству людей увидеть данный материал. Если не понравилось, буду рад конструктивной критике и вашим дополнениям. Это важно для читающих! ✌🏻
Глава II. Тюнинг и подготовка к экспедициям.