Запад и Восток - как бы два отдельных мира, которые отличаются друг от друга мировоззрением, формами поведения людей, типами государственного устройства и культурой вообще. Западного человека легко можно отличить от восточного. Первый мыслит логически, познаёт мир аналитически, предпочитает индивидуализм, любит строгий и однозначный порядок. А второму свойственны коллективизм, интуитивное мышление, для него в меньшей степени характерна логика; восточный человек может иногда принимать взаимоисключающие параграфы.
Разумеется, такое разделение возникло не потому, что природе, судьбе или какому-то богу так захотелось. Менталитета как "природного" явления не существует вообще. Различия в западном и восточном мышлении - это результат разного типа хозяйства. А тип хозяйства, в свою очередь, является реакцией на природные условия, в которых проживает тот или иной народ.
Учёные считают, что такая существенная разница в "мозгах" объясняется теми культурами, которые принято выращивать у разных народов. Для восточных регионов земли основной земледельческой культурой был рис. Выращивать его силами одной семьи невозможно - необходим долгий и кропотливый труд большой группы людей. В этих условиях и сформировался восточный коллективизм.
А вот в Европе основной культурой была пшеница. Выращивать её относительно легко, и с этой работой могла справиться одна семья. Поэтому на западе закрепились небольшие частные хозяйства, которые дали начало индивидуализму в мышлении.
Исследователи проверяли это утверждение неоднократно. И обнаружили интересную особенность. В определённых районах Китая (более северных) основной культурой тоже является пшеница, и мышление местных жителей больше напоминает европейское.
А что же Россия?
Если принять земледельческую теорию, то Россия, казалось бы, в неё не укладывается. Ведь основными земледельческими культурами здесь были европейские: пшеница и другие злаки. Но в то же время "глубинный народ" склонен к сильному коллективизму, зачастую достигающему абсурда.
На самом деле всё гораздо проще. Восточнославянские народы в древности и средневековье жили в тех местах, которые не особо располагали к земледелию. Часть из них проживала в лесной зоне, где применялось подсечно-огневое земледелие; другая часть осела в Поволжье, где плодородие почвы было относительно слабым. Сельское хозяйство в таких условиях было тяжёлым и напоминало выращивание риса - то есть требовало усилий огромного числа людей. Так сформировалась традиционная русская крестьянская община, которая изначально носила название "вервь".
Кроме того, начиная с пятнадцатого века сельское хозяйство в Русском государстве вообще перестало играть значимую роль; первоочередное значение приобрела торговля "природными богатствами" - мехами, воском, мёдом. Даже бояре и дворяне - традиционно "земледельческие" сословия - активно приобщались к внутренней и внешней торговле.
Но в том-то и дело, что купеческое ремесло склоняло к индивидуализму. Тем более что русские купцы отличались стремлением выжимать из своего товара максимальную выгоду, в том числе не совсем честными средствами.
Кроме того, народная культура восточных славян, имеющая языческое происхождение, целиком носит сельскохозяйственный характер. Это говорит о том, что изначально условные "древние русичи" жили в местах, пригодных для сельского хозяйства, и развивались по "западному" типу.
Словом, "загадочный русский менталитет" на самом деле представляет собой западный тип мышления, к которому, в силу особенностей ведения хозяйства, примешались и элементы коллективизма. Тем же самым отличаются и скандинавские народы, которые изначально проживали, мягко скажем, в не самых приятных климатических условиях.
Заинтересовались материалом? Подписывайтесь на канал! 😉
Ещё статьи этого автора: