Найти тему
Корнеслов

Два значения слова: скрытое и явное

Материалы книги в изложении автора: Лыкин И. Л. «Корнеслов». Издание второе, дополненное и исправленное. М.: ООО «ИПЦ „Маска“», 2013 — 526 с. ISBN 978-5-91146-888-0
Материалы книги в изложении автора: Лыкин И. Л. «Корнеслов». Издание второе, дополненное и исправленное. М.: ООО «ИПЦ „Маска“», 2013 — 526 с. ISBN 978-5-91146-888-0

Значение слов создаётся при употреблении знаков. Создание системы знаков человеком сделало возможным создание слов.

Именно знаки, а не слова стали основой для создания смысловой системы языка, «сочетающей внешнее, системное строение сознания, и смысловое, внутреннее». [Выготский Л.С. Собр. соч. т. 4. – М.: Педагогика, 1984 г. стр. 362]. В этой смысловой системе «внутреннее, отвечающее за образование понятий, обусловливает внешнее, но никак не наоборот» [Там же, стр. 364–367].

Знаковая основа языка является звуковой. Потому что язык имеет, прежде всего, прикладное значение. В этом качестве звуковые знаки являются наиболее простыми и удобными смысловыми единицами. Но только буквенный знак способен внести ясность, только он служит примером произношения, позволяет создавать неизменные во времени образцы языкового строя и, наконец, позволяет накапливать и хранить описанные языком знания.

Произношение звуков закреплено буквами, а буквы обозначают звуки. «Слово – Буква, письменный знак. Из слов склад, из складов речь». [Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: Т. 1–4. – М.: Русс. яз., 1989–1991]. Толкование слова по-Далю содержит утверждение, что буква обозначает слово, а из букв, имеющих значение слов, сложена речь.

Язык является знаковой системой, основой которой являются первичные смысловые начала – единичные, однозначные и неделимые.

(См. статью: «Первичные смысловые начала (корнесловы) русского языка»).

Суть, заключённая в единичных началах, составляет смысл слов. Именно такой смысл является первичным. Именно этот внутренний смысл слов определяет смысл внешний, соотнесённый с образом предметов и явлений, о котором знают люди и который используют для гласного выражения своих мыслей и чувств.

В толковом словаре В.И. Даля смысл слова толкуется, как: «исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои; дар говорить, сообщаться разумно сочетаемыми звуками, составляющими одно целое».

Слова, сложенные из «разумно сочетаемых звуков», имеющих коренное значение, также имеют коренное значение. Коренное значение слова обобщает значения входящих в слово коренных значений звуков и отличается от привычного, нарицательного. Если нарицательное значение слова отражает его образ, то коренное значение описывает его содержание. Деление смыслового значения слов на коренное и нарицательное, первичное и вторичное, повторяет деление всех звуков на гласные и согласные.

Использование коренного значения звуков для словообразования русского языка предполагает наличие правил, в соответствии с которыми составляются слова.

Звуки, из которых состоят слова, созданы для того, чтобы с их помощью описывать мир. Каждое явление, каждая вещь мира представляет собой определённый набор свойств. Поэтому для описания новым словом необходимо разобрать эту вещь, или это явление на составляющие. Из составляющих нужно выбрать главное свойство, а менее важные свойства расположить в порядке уменьшения их значимости, справа налево. Соответственно согласный звук, стоящий в слове крайним справа, является более значимым, так как отражает основное свойство описываемого предмета.

Каждый согласный звук может быть дополнен гласным звуком, который сообщает согласному звуку дополнительный смысловой оттенок. Если идти по звуковому ряду справа, то гласный, принадлежащий согласному, стоит перед ним, а если читать слово обычным способом, слева направо, то принадлежащий гласный стоит после согласного звука. Гласный звук, даже если он стоит в слове крайним справа, решающего влияния на коренное значение слова не оказывает, так как он принадлежит главному согласному звуку. [Корнеслов, Лыкин И.Л., г. Москва, 2013 г., стр.351-352].

Существующее понимание того, как были образованы однокоренные слова – внешнее, или кажущееся. Кажущееся потому, что осознанным остаётся только внешнее, нарицательное, значение слова, а не внутреннее, коренное, основанное на знании корнеслов.

Нужно отметить, что наличие привычного нарицательного значения слов, а также наличие корней, на основе которых производится привычное словообразование, не отрицает способа словообразования однокоренных слов. Потому что слова, образующие корень слова, имеют два значения – нарицательное и коренное, и являются корневыми словами. В этих корневых словах стоящий справа согласный звук будет определять коренное значение корневого слова, корня в привычном смысле.

«Образование однокоренных слов как бы развивает значение корневого слова, но уже не коренное, а нарицательное. Однокоренные слова собираются в семьи по нарицательному признаку корневого слова, имеющего два смысла: внутренний – коренной и внешний – нарицательный.

Таким образом, существует два вида словообразования – коренное и нарицательное. Коренное словообразование осуществляется с помощью корнеслов, является сознательным и системным, т.к. идёт от системы звуков, созданной человеком, поэтому оно первично. Нарицательное же словообразование осуществляется посредством подбора – соединением уже созданных и имеющих хождение в языке корневых слов с помощью созданных же человеком служебных частей слов – приставок, суффиксов, окончаний. Нарицательное значение слов не создаётся, а приобретается, поэтому нарицательное словообразование является пользовательским и вторичным.

-2

Нарицательное значение слова исходит от образа предмета или явления, воспринимаемого человеком, поэтому нарицательное словообразование – это скорее воспроизводство слов по подобию существующих примеров выражения: к корневому слову, имеющему нарицательное значение, добавляются служебные звукосочетания по образу и подобию уже существующих однокоренных слов с разными корнями. Такой приём позволяет воспроизводить и распознавать ту или иную часть речи. Применяемые для этого служебные части слова как бы вносят уточнение и дополнение к значению корневого слова.

Создание однокоренных слов по нарицательному признаку повторяет способ создания коренного значения. Но есть и отличия. Так, если уточнение коренного признака продолжается прибавлением к основному согласному звуку-корнеслову корнеслов слева, образование однокоренных слов происходит иначе. Приставки стоят слева от корневого слова, а суффиксы и окончания, применяемые для образования однокоренных слов, хотя и стоят справа, являются служебными частями слова наряду с приставками. Собственное, коренное значение служебных частей слов создаётся так же, как и корни слов. Но служебные части слова обслуживают корневые слова, имеющие собственное нарицательное значение. При этом окончания, стоящие справа от корневого слова, являются более значимыми, чем остальные служебные части, и они способны создавать новое качество однокоренных слов. Происходит это потому, что работает общее правило, применимое для образования всех слов, независимо от того, корневое это слово или нет.

Нарицательный смысл корневых слов помогает собирать однокоренные слова в семьи. Применение служебных частей слов помогает семьям однокоренных слов расти. Но при решении новой задачи, связанной с описанием совершенно нового явления, что иногда случается, необходимо знание словообразования с использованием корнеслов, а также знание уже существующих слов». (Корнеслов, стр. 355-356)

Применение способа коренного словообразования позволило бы при необходимости образовывать совершенно новые слова, или осуществлять «починку» существующих слов, имеющееся в языке явление «устаревания» слов ушло бы в небытие. А распространённая нынче напасть с использованием иноязычных слов, порождающая пустословие и ставшая признаком образованности и вкуса была бы полностью искоренена. (Корнеслов, стр.378-379)

Автор: Лыкин И.Л.

© И. Л. Лыкин

#корнеслов #русский язык #языкознание #русский #русский мир #лингвистика #занимательная лингвистика #словообразование

Если вам понравилась статья, можете поддержать автора: поставить лайки или подписаться.