Найти в Дзене
Ак-Итиль

Испытание добром: нужно ли медлить и стесняться?

На днях вспомнил украинского классика Тараса Григорьевича Шевченко, написавшего в своих дневниках следующее: "Шел я в декабре по набережной. Навстречу босяк. Дай, говорит, алтын. Я поленился расстегивать свитку. Бог, отвечаю, подаст. Иду дальше, слышу — плеск воды. Возвращаюсь бегом. Оказывается, нищий мой в проруби утопился. Люди собрались, пристава зовут... С того дня я всегда подаю любому нищему. А вдруг, думаю, он решил измерить на мне предел человеческой жестокости..." Т.Г.Шевченко. А повод был следующим: Зашел по старой памяти в один небольшой, "древний" по современным меркам, магазинчик. Я помню, еще в раннем детстве мама купила здесь мне мороженное. Было мне тогда лет 5 или 6, на улице стоял жаркий летний день. Идти было далеко, и матушка, видимо, решила таким вот угощением приободрить меня. Предаваясь этой ностальгии, разговорился с продавщицей. Как оказалось, магазинчик доживал последние дни - с понедельника его было решено закрыть. Решив почтить его память, купил там
Оглавление

Иллюстрация из свободного доступа в интернете.
Иллюстрация из свободного доступа в интернете.

На днях вспомнил украинского классика Тараса Григорьевича Шевченко, написавшего в своих дневниках следующее:

"Шел я в декабре по набережной. Навстречу босяк. Дай, говорит, алтын. Я поленился расстегивать свитку. Бог, отвечаю, подаст. Иду дальше, слышу — плеск воды. Возвращаюсь бегом. Оказывается, нищий мой в проруби утопился. Люди собрались, пристава зовут... С того дня я всегда подаю любому нищему. А вдруг, думаю, он решил измерить на мне предел человеческой жестокости..."
Т.Г.Шевченко.

А повод был следующим:

Зашел по старой памяти в один небольшой, "древний" по современным меркам, магазинчик.

Я помню, еще в раннем детстве мама купила здесь мне мороженное. Было мне тогда лет 5 или 6, на улице стоял жаркий летний день. Идти было далеко, и матушка, видимо, решила таким вот угощением приободрить меня.

Предаваясь этой ностальгии, разговорился с продавщицей. Как оказалось, магазинчик доживал последние дни - с понедельника его было решено закрыть. Решив почтить его память, купил там немного продуктов, в том числе и мороженное.

В это время в магазин зашла шумная стайка детей и подростков. Человек 5 или 6. Старшей среди них была полненькая девушка, на вид лет 15. Судя по разговору, маленький мальчик просил у нее купить мороженное, та же отвечала, что денег не хватает, может купить только чупа-чупс.

- Не нужен чупа-чупс, хочу мороженное, - стоял на своем мальчик лет 6 или 7.

Было желание дать им не хватавшую сумму, но я как-то постеснялся предложить деньги - не захотелось выглядеть добреньким дядечкой. По нынешним российским реалиями это как-то не принято.

Иллюстрация из свободного доступа в интернете.
Иллюстрация из свободного доступа в интернете.

В общем, я вышел на улицу, вслед за мной вывалилась и эта детская ватага.

Пацан постарше (лет 13 или 14 примерно) спорил с полной девушкой, потом внезапно разозлившись, ударил кулаком по стене магазина. Облицовочная плитка разлетелась вдребезги - настолько резким и сильным был этот удар.

Немного потоптавшись, подросток со своим младшим приятелем зашагал прочь. Старшая девочка растерянно стала кричать ему вслед: "Дима, куда ты? Вернись, подбери осколки!".

Вышла продавщица, начала сердито выговаривать этой кампании. Постояв немного, я пошёл прочь. И вот тут вспомнил Тараса Григорьевича..

"Что мне стоило предложить им недостающие рубли на мороженное, может, и не было бы этой неприятной сценки?". Помешала ложная стеснительность - дескать, не комильфо.

Может, это была семья, а девочка - старшей сестрой. Или даже малолетней матерью? Хотя вряд ли, слишком молода была на вид. Многим сейчас непросто, не у всех хватает средств. И это неприятное состояние беспомощности, ущербности даже, наиболее остро переживают дети, особенно в подростковом возрасте.

Конечно, никто не сиганул в прорубь. Но кулак свой мальчишка разбил о стену. Одно из его первых столкновений с непростыми реалиями жизни. А я не распознал знаки и не среагировал вовремя, хотя мог, наверное, повлиять на ситуацию, предложив помощь. Увы.. Не хватило алертности.

Может, кто-нибудь прочтет эту историю и сумеет, когда нужно, поступить верно, не стесняясь показаться излишне добреньким или странным?