Ребенок на занятии кричит и капризничает? Да не нужно на этот вопрос искать ответы в педагогических энциклопедиях. Ребенку просто не нравится заниматься. Это - не мои слова, а одного смелого дефектолога. Не по фамилии Очевидность, а другого, более любознательного.
Скажу сразу, ребенок - не какой-то определенный, а в нашем случае - образ собирательный. Но ребенок не совсем обычный, а с ментальными нарушениями. Любого возраста, от 0 до 18 лет.
В спецучреждении для детей с особенностями развития, где мы с коллегами работаем, как раз пребывают такие ребята.
Итак, ребенок кричит на занятии
Не суть, какое конкретно занятие: логопедическое, музыкальное, кружковое (как у меня) или ручной труд.
Что при этом делает педагог?
- Есть такие, которые тоооненьким голоском начинают причитать: "Сю-сю, Сереженька, смотри, какая у меня есть погремушечка!" (динь-динь-динь погремушкой). И ничего страшного, что тётя учитель потом отгребет от Сереженьки этой погремушкой по макушке. Зато все видели, что она "искала подход". По крайней мере, честно пыталась.
- Есть и другие: получив разрешение (одобрение или призыв) родителя на проявление строгости, позволяют себе зарычать, скомандовать или даже пригрозить: "Ну смотри у меня, Вася, не соберешь пирамидку правильно - к маме не отпущу! Ууу!"
Продолжаем кричать? Ну, кхххх, естественно.
- Бывают и третьи: стойкие учительницы, у которых ни один квадратный миллиметрик на лице не дрогнет от детского ора и визга. О, они полностью игнорируют эмоции и чувства ребеночка и продолжают вести занятие, как робот.
А еще есть дефектолог Т.В.
Она - та самая дефектолог, которую я процитировала в начале статьи. Раньше Т.В. работала в нашем учреждении. Но, увидев со временем, что свою месячную зарплату она делает "на дому" за неделю, быстренько пожелала всем "счастливо оставаться".
И у нее был свой собственный секрет общения с орущим на занятии ребенком. Да-да, я сама видела, когда посчастливилось поработать с Т.В. в одном кабинете (ибо в моем - несколько дней стелили линолеум, видимо то "расстилали", то "отстилали" обратно, туда-сюда, иначе - почему так долго).
О, как она это делает?
Сидит, значит, у нее ребенок на занятии. Точнее, умышленно соскальзывает со стула из-под парты и кричит, стуча кулаками по столу. Ну, понятное дело, мальчонке хочется в планшетик, а не "вот это все". Поэтому, на все просьбы Т.В. был ответ один: "А-а-а-а!"
Но Т.В. - само спокойствие и доброжелательность. Нежно так берет колотящие об стол детские кулачки в свои руки, прижимает их к столу ласково-ласково. Ловит взгляд ребенка, а потом смотрит ему в глаза и говорит чуть слышно, почти шепотом: "Ну, Славик (Петя, Веня, Полина), давай же, еще громче!"
Реакции
Конечно, кто-то, как по накатанной, так и орал, но большинство - чуть ли не на половине кричащей ноты: плём-с! И как будто пустышку вставили в рот. Тишина. Только глазками на учительницу - клип, клип!
Да как вы их так?
Сколько я удивлялась, столько и вопросов таких ей задавала. А у Т.В. на все ответ один: "Дорогая, я же трех дочерей вырастила!"
Что там? Зрительный контакт, тактильный? Интонация и прочие ухищрения? Да, они работают, но только тогда, когда сам педагог в них верит.
Дай!
Есть еще в нашем языке слово одно противное - "дай". Бывает, что родители, услышав от ребенка вот такое первое слово, а не "мама-папа", даже гордятся: "О, какой молодец, сразу видно - банкиром будет!"
А потом им же самим это слово встает поперек горла (кому ведь понравится слышать его 24 часа в сутки).
На уроке у Т.В. один такой четырехлетний мальчик-"дайчик" (имя не помню) потянулся за компьютерной мышкой (в виде мышки). А Т.В. - сдвинула ее к себе. Пацан видит, что уже не дотянуться ему, начинает брать визгом: "Да-а-а-ай!"
Т.В. спокойненько так ему отвечает: "Полай".
Ну складно же: дай - полай!
И снова Т.В. улыбается от уха до уха, а глаза - добрые-добрые.
Ой, а разве так можно?
Спрашиваю, а в ответ слышу все те же слова: "Так, я своих вырастила, и ни одна из них не стала кем попало".
А про "полай" даже целая теория у нее есть (попробую словами Т.В.):
- Те, кто в ответ на "полай" так же продолжают орать, требовать и хныкать - ну, тут все ясно. Кроме дай - ни але, ни бе, ни ме. Занимаемся - с нуля.
- Те, кто понимает буквально и начинает всерьез "гавкать" - о, молодцы, хороший урожай для моей новой работы по РАС! Занимаемся вот по ЭТОЙ (тычет пальцем) моей методичке.
- А те, кто еще больше начинают "выступать", да при этом на пол кидаться в попытках добиться своих хотелок - ну, тут с поведением работаем в первую очередь. И, конечно, с родителями манипулятора.
И вот так у нее все "по полочкам" вышло, вроде бы четко, но… как-то не очень красиво. Хотя… может я, поработав до ее лет, все же оценю ее методы по достоинству.
А методичку ту она мне потом подарила, когда увольнялась.
Вам же, дорогие читатели, пожелаю не в первый раз взаимопонимания с близкими. Ну нравится мне сие явление!
Буду признательна за верность, добрые лайки и новые подписки на КАНАЛ
#учителя и дети #воспитание ребенка #педагогика #особенные дети #капризный ребенок