Пишу о старшем своём сыне, и съедает меня изнутри какое-то странное, тяжёлое чувство.
Петька отыграл переводной экзамен не без уверенности, улыбнулся концертмейстеру, привычными движениями собрал флейту, сбросил концертную форму, небрежно натянул джинсы - и рванул в сторону метро, чтобы спустя полчаса уже солировать в залихватской народной пляске.
Петька умахнул, а мама, с флейтой и костюмом наперевес, осталась, растерянная, ждать решения комиссии. Суть проблемы в том, чтобы защитить "предпроф". Петька непрошибаем - мама тревожна, но есть нюанс: это тот самый ребёнок, единственный из семейства, который - в третьем-то классе - уже "отпущен". Ну, вроде как... всё сам. В отличие от старшей сестры и братца-"подготовишки".
И это тоже, конечно, лукавство. У Петюхи полным ходом идут дополнительные занятия по специальности, которые финансово обеспечивает мама. А заработать, преподавая гармонию студентам, - это же тьфу, по сравнению с "танцами с бубном" вокруг собственного ребёнка, в надежде сделать последнего всё круче и круче и круче.
Флейта такое дело, что непрофессионал - пусть даже супер-мега-училищный теоретик - своим нажимом испортит на раз. Мама это приняла, а вскоре и переживать по Петькину душу забыла. Вот, считается, сам. Не то, что некоторые: не будем показывать пальцем.
А мама, выходит, пошла против своих же убеждений.
Петька понравился комиссии, завучу, директору. "Предпроф" никто не подверг сомнению.
Просто с сына моего надо драть три шкуры. Ну а пока - пожалуй, дерут разве что полторы! Вряд ли больше. Петька знает прекрасно, что сачкует - и выезжает исключительно на природных данных.
Петька учит в общеобразовательной школе испанский: так сложилось. Занимается вместе с детьми, чьи семьи весьма серьёзно вовлечены в процесс (думаю, сродни тому, как я проявляюсь вокруг ДМШ). В деле репетиторы - и знающие родители, некогда избравшие эту школу по языковому признаку. И Петька, который ну просто сам и сам... И как-то, простите, левой ногой, за десять-двадцать минут в день.
Я была страшно удивлена, что у товарища годовой устный зачёт по языку - автоматом. Спрашиваю: за какие заслуги? Оказывается, за бесперебойные пятёрки во всех предыдущих испытаниях - а таковые случались нередко.
- Вы же понимаете, ему всё равно, где успевать! Можно испанский, можно английский: он ведь хорошо слышит. По математике - если за контрольную одна пятёрка в классе, то у него. Если две, то одна из них точно Петина. А можно на флейте играть, можно петь или плясать, - говорят мне периодически, с некоторыми вариациями, родители из класса.
Они правы.
И да, в этой ситуации много неоднозначностей.
Всё ровно, всё легко, всё запросто. Надо - сделаем. Сыграть? Станцевать? Олимпиаду написать? Да пожалуйста. Справимся, получим пятёрку, 90+ из 100, пойдём дальше. Ещё, глядишь, удачу подцепим. Снова где-нибудь что-нибудь выиграем.
А с мотивацией-то проблемы. Не сформированы цели, не видны перспективы.
Кроме того, человек рождён вторым из четверых, старшим из сыновей. Это значит, как ни крути, что внимания ему материнского достаётся меньше всех.
Рядом сестрица - тонкая, мягкая, психически нестабильная, но очень вдумчивая и заинтересованная в учении. Медлительная, моторно неловкая, зато весьма и весьма надёжная. Усидчивая - не то что Петька!
До её переводного экзамена ещё жить и жить, пахать и пахать, совместно. А потом лечь костьми. Результат, кстати, не гарантирован...
И гордость переполняет за Петра - и, вместе с тем, какая-то жуткая жуть.
С экзаменом тебя, стойкий солдатик Петька. Будь здоров.
Сердце за тебя ноет.