Как-то мы привыкли к тому, что основная часть детских садов - государственные учреждения, хотя есть и частные. В СССР частных детских садов не водилось, но колхозные детские сады в государственную структуру долго не входили. Колхозы вообще были достаточно самостоятельны и "ждать милостей" от государства не приходилось. Всё организовывали сами. Очень показательную в этом отношении статью я нашла в журнале "Крестьянка" за 1955 год.
Рассказ в этой статье ведет заведующая детским комбинатом - так называются ясли и сад в колхозе имени Сталина Шуйского района Ивановской области.
Ещё в самом начале колхозной жизни собрались мы, женщины, и стали говорить, что пора нам организовать у себя ясли и детскую площадку. Потолковали с правлением, оно пошло навстречу.
Ясное дело - кто инициативу проявил, тот и отвечает. Вот и послали активную звеньевую учиться на воспитателя. Тогда с этим было просто - существовали курсы дошкольных работников. Читали лекции педагоги и врачи, потом давалась справка об окончании курсов - и можно было приступать к работе.
Вернулась героиня домой ранней весной - самое время открывать детский сад, дело идет к полевым работам, надо освобождать матерей! А где открывать-то?
Снал колхоз у одной небольшой семьи полдома...
Дали в помощь няню да кухарку.
Всё.
Рубеж 20-х - 30-х годов, что мог дать колхоз?
Помню, пришли матери поглядеть, как налаживается дело, видят - ни белья нет, ни посуды, ложки - и той нет. И стали из дома приносить: кто тарелки и ложки, кто простыню, кто одеяло.
А как же кормить детей? Чем?
И продукты собирали так же - что-то приносили семьи, что-то выделял колхоз. В те голодные годы самая простая каша, щи, даже кусок хлеба иногда были большим, чем могла дать отдельная семья своему ребенку.
Дети были присмотрены, иного и не требовалось. А прочитанная книжка, рассказанная сказка, прогулка в лес или к реке принимались с благодарностью.
В 1938 году колхоз выстроил для детского сада, наконец, отдельное здание - восемь комнат и застеклённая веранда вмещали до 50 ребятишек. Работали две ясельных группы и одна общая детсадовская. Мебель сделали в колхозной столярной мастерской под рост детей - столики и стульчики, шкафчики. Даже закупили железные кровати, которые, вообще-то, и в городской среде в те годы были признаком определенной зажиточности.
Обратите внимание - государство по-прежнему не участвует в финансировании колхозного детского сада! Но здесь речь идет о богатом колхозе. Положение в колхозах очень сильно зависело от организации хозяйственной жизни - сумеет ли колхоз выполнить план, сумеет ли выгодно продать продукцию, произведенную сверх плана? Положение колхозников даже в соседних колхозах могло различаться очень сильно.
К этому времени в колхозе уже не было проблем с подушками, одеялами, постельным бельём. Более того, детям пошили халатики - детсадовскую одежду. Приведенных детей переодевали в одинаковую практичную одежду, которую было легко постирать в случае чего.
После войны в группах уже было 4 воспитательницы, закончившие курсы. Теперь для детей проводились занятия - рисование, лепка, разучивались стихи и песни. В детском саду дети привыкали есть из личной тарелки, пользоваться не только ложкой, но и вилкой с ножом. Да, в деревне в некоторых семьях продолжали есть из общей миски, по очереди зачерпывая ложкой. Детский сад прививал общую культуру.
Работал теперь детский сад круглый год. (Первые детские сады в колхозах и совхозах сначала работали только в полевой сезон - с весны до окончания уборки урожая, а зимой дети расходились по домам). Кроме присмотра целью стало воспитание.
Сельские ребята ухаживали за своим детсадовским огородом - разбивали грядочки, сажали морковку, следили, чтобы она не зарастала сорняками.
Кстати, о еде: по-прежнему питание зависит от колхоза - на детский сад выписываются овощи и молоко, мясо и крупы.
Питание у нас простое, но сытное: если, скажем, нынче к обеду борщ, то завтра уже суп с лапшой; сегодня гречневая каша, а завтра - мясные котлеты. Летом готовят винегреты, салаты, окрошку. Из колхозного сада мы получаем ягоды, яблоки, груши, вишни, сливы.
Работал садик с 7 утра до 7 вечера.
С утра дети завтракали, занимались - рисовали, слушали чтение воспитателя или радиопередачу, гуляли в лесу или колхозном саду, занимались своим огородом. После прогулки обедали, мыли ноги, ложились спать. (И после войны проблем с обувью хватало, ребята в сельском детском саду носились босиком с мая по сентябрь).
Спали два часа, затем снова игры и прогулка. В шесть вечера - полдник, после полдника начинали подходить родители, забирать детей по домам.
Матери могли быть спокойны и трудиться, не беспокоясь, что с ребенком случится беда.
Вот доярка Анна Ивановна Башмакова. Она носит в ясли троих ребятишек - двух грудных близнецов и годовалую девочку. Разве смогла бы Анна Ивановна заработать 400 трудодней, если бы её дети не находились в нашем комбинате?
На самом-то деле, если представить реальное положение дел - так оно очень даже шокирующее для современного читателя. Напомню, отпуск по беременности и родам был в 50-е годы 112 дней - 56 до родов, 56 после. При рождении двойни - до 70 дней. Это время было оплачиваемым. А дальше - либо сиди дома бесплатно, либо выходи на работу. Анна Ивановна не только вышла на работу, но и регулярно перевыполняла задание, выдаваемое на день (план) - в таком случае могли отметить не один отработанный трудодень, а полтора или даже два. А в промежутках между работой на ферме несколько раз в день Анна Ивановна бегала в ясли кормить детей грудью. Какие там искусственные смеси... И такое поведение было правильным и одобряемым.
Но - журнал "Крестьянка" пишет об этом совершенно откровенно - так дело обстоит не во всех колхозах. Журнал, конечно, приводит пример образцового детского сада. А вот в колхозе "Вперёд к коммунизму" (какая в названии ирония!) председатель женщина, товарищ Глазкова, но ясли там плохие, персонал неподготовлен, колхозники неохотно отдают туда детей. И в колхозе "Рассвет" яслей вообще нет - правление не позаботилось, а колхозники не проявляют инициативу, не требуют...
В журнале можно увидеть карикатуру на такое бестолковое колхозное руководство: "Птице-ясли". Подпись к картинке такая:
"Правление нашего колхоза имени Горького Двуречанского района Харьковской области не заботится о колхозницах-матерях. Нет у нас ни ни детских яслей, ни детского сада. А все возможности для этого есть. Имеется даже подходящий свободный дом. В нем несколько раз пытались открыть детясли. Но как только в колхоз привозят из инкубатора цыплят, то колхозные руководители ясли закрывают, а в дом помещают цыплят. Похоже, что так будет и в этом году (из письма в редакцию). "
Вот такая не очень весёлая история.
Конечно, в журнале давалась радостная картинка счастливого советского колхозного детства, но и о проблемах не умалчивали.
Остаюсь искренне ваша - Умная Эльза!
#семья и дети #воспитание ребенка #истории из ссср #детские сады