Найти тему
12,4K подписчиков

Утопленник со дна Днепра: почти идеальный Т-20 «Комсомолец»

14K прочитали
Сегодня такие машины приходится буквально доставать с того света. С 1937 по 1941 годы главным образом московский завод №37 выпустил порядка 8 000 (!

Сегодня такие машины приходится буквально доставать с того света. С 1937 по 1941 годы главным образом московский завод №37 выпустил порядка 8 000 (!) легких 3,5-тонных артиллерийских тягачей Т-20 «Комсомолец», но большая их часть погибла в начале Великой Отечественной войны. А те редкие экземпляры, которым повезло уцелеть в огне, перешли в разряд сельскохозяйственных тракторов, были переделаны под новые задачи и сгинули в металлоприемке после тяжелой службы на благо восстановления народного хозяйства.

Сегодня такие машины приходится буквально доставать с того света. С 1937 по 1941 годы главным образом московский завод №37 выпустил порядка 8 000 (!-2

Однако усилиями музеев и частных коллекционеров поголовье воскресших «Комсомольцев» потихоньку растет – только на выставке «Моторы войны» можно увидеть сразу два достойных образца. Один из них любовно и до мельчайших деталей восстановлен мастерской Евгения Шаманского. И как раз эта точность в мелочах позволяет увидеть, насколько глубоко инженер Николай Астров (создатель легких танков Т-60 и Т-70) со товарищи продумал конструкцию несерьезной на вид гусеничной машины. Но обо всем по порядку.

Как уверяют историки, этот Т-20 сделали в 1939-м, принадлежит он к так называемой второй производственной серии. А вот дальнейшая судьба экземпляра до конца не ясна. По одной версии, «Комсомолец» подбили в 1941 году; по другой – исправный тягач затрофеили немцы и использовали до 1943-го. Впрочем, важнее печальный итог – машина надолго оказалась на дне Днепра с пробоиной в левом борту.

Сегодня такие машины приходится буквально доставать с того света. С 1937 по 1941 годы главным образом московский завод №37 выпустил порядка 8 000 (!-4

Уже в 21 веке утопленника подняли и перевезли в Россию, причем оказалось, что родное железо и агрегаты в относительно неплохом состоянии. Это и позволило реставраторам со временем получить, пожалуй, самый аутентичный образец в стране – даже экспонат Музея отечественной военной истории в Падиково не имеет некоторых фишек, что есть у Т-20 из коллекции мастерской Шаманского.

Сегодня такие машины приходится буквально доставать с того света. С 1937 по 1941 годы главным образом московский завод №37 выпустил порядка 8 000 (!-5

Для понимания заглянем в моторный отсек, подняв створку длинного люка во весь борт.

Сегодня такие машины приходится буквально доставать с того света. С 1937 по 1941 годы главным образом московский завод №37 выпустил порядка 8 000 (!-6

Продольно по центру машины маховиком вперед и радиатором назад установлен обычный автомобильный двигатель той поры: рядная бензиновая «четверка» ГАЗ-М рабочим объемом 3,3 литра и мощностью 50 л.с.

Агрегат, кстати, родной – в нем даже два или три поршня сохранились с завода!

И обратите внимание на переплетение медных трубок. Часть из них относится к топливным магистралям, а другая – это… штатная система пожаротушения!

Сегодня такие машины приходится буквально доставать с того света. С 1937 по 1941 годы главным образом московский завод №37 выпустил порядка 8 000 (!-7

Механик-водитель активирует распылители ударом по кнопке (выделена красным). Синим прямоугольником отмечен еще один способ резервирования – так называемый пусковой бачок. Если пробивают основной бензобак, размещенный под лавкой по правому борту, «Комсомолец» может выйти из-под обстрела на этом небольшом запасе горючего. Желтым показан выключатель «массы»: в поисках поворотной рукоятки приходится шарить за спиной вслепую – неудобно, проще попросить помощника снаружи.

Сегодня такие машины приходится буквально доставать с того света. С 1937 по 1941 годы главным образом московский завод №37 выпустил порядка 8 000 (!-8

Зато Т-20 снабжали такой по меркам бронетехники тех лет роскошью, как складные зеркала заднего вида.

И нет, это не новодел, а настоящие штатные приспособления.

Вообще с обзором у мехвода дела обстоят неплохо, особенно при открытых люках.

Сегодня такие машины приходится буквально доставать с того света. С 1937 по 1941 годы главным образом московский завод №37 выпустил порядка 8 000 (!-10

В боевой обстановке смотровые щели защищают триплексы.

Сегодня такие машины приходится буквально доставать с того света. С 1937 по 1941 годы главным образом московский завод №37 выпустил порядка 8 000 (!-11

Проникать за рычаги надо через верхний люк.

Сегодня такие машины приходится буквально доставать с того света. С 1937 по 1941 годы главным образом московский завод №37 выпустил порядка 8 000 (!-12

Вот так это делается.

Еще один пример трогательной заботы: прорезиненная подножка на фартуке гусеницы.

Сегодня такие машины приходится буквально доставать с того света. С 1937 по 1941 годы главным образом московский завод №37 выпустил порядка 8 000 (!-13

Точно такое же нехитрое приспособление установлено внутри – между креслами. А еще с этого ракурса хорошо видно, что перегородки между кабиной и моторным отсеком нет.

Сегодня такие машины приходится буквально доставать с того света. С 1937 по 1941 годы главным образом московский завод №37 выпустил порядка 8 000 (!-14

Многочисленные рычаги управляют стартером (выделен желтым), переключением передач в четырехступенчатой механической коробке (голубой цвет) и демультипликаторе (отмечен красным), позаимствованным у трехосного грузовика ГАЗ-ААА.

Сегодня такие машины приходится буквально доставать с того света. С 1937 по 1941 годы главным образом московский завод №37 выпустил порядка 8 000 (!-15

Несмотря на скромные размеры «Комсомольца», рабочее место механика-водителя просторное и обставлено богато. Типичную для советских машин панель приборов дополняют указатели температуры масла и воды и даже хронометр. А главное – управление продублировано: свои рычаги есть и у сидящего справа командира-стрелка.

При взгляде сверху в ногах виден карданный вал механического привода запуска двигателя, прикрытый снаружи маленьким бронелючком на нижнем лобовом листе.

От ударов о заднюю бронепанель рубки голову мехвода оберегают мягкие накладки. Между ними прорезано смотровое окошко с задвижкой, через которое можно и прокричать что-нибудь сидящим на лавках бойцам. Справа видна черная «кастрюля» воздушного фильтра. Говорят, бесконечный шум засасываемого в мотор у левого уха потока порядком раздражает.

Сегодня такие машины приходится буквально доставать с того света. С 1937 по 1941 годы главным образом московский завод №37 выпустил порядка 8 000 (!-18

Как видно, рубка у этого Т-20 клепанная. На более поздних модификациях бронелисты соединяли сваркой.

Сегодня такие машины приходится буквально доставать с того света. С 1937 по 1941 годы главным образом московский завод №37 выпустил порядка 8 000 (!-19

Толщина лобовой брони достигала 10 мм – винтовочные пули и мелкие осколки «Комсомолец» не пробивали.

Сегодня такие машины приходится буквально доставать с того света. С 1937 по 1941 годы главным образом московский завод №37 выпустил порядка 8 000 (!-20

Машину поразило что-то более серьезное вот в это место по левому борту. Свежий лист отчетливо выделяется на фоне щербатой «копанины».

Сегодня такие машины приходится буквально доставать с того света. С 1937 по 1941 годы главным образом московский завод №37 выпустил порядка 8 000 (!-21

Также заново изготовили рессоры и фартуки гусениц, которые в воде от коррозии превратились в решето.

Сегодня такие машины приходится буквально доставать с того света. С 1937 по 1941 годы главным образом московский завод №37 выпустил порядка 8 000 (!-22

Вооружение Т-20 – единственный 7,62-мм пулемет ДТ. Им заведовал командир машины.

Видно, что диски боекомплекта распределены по всем углам кабины.

Сегодня такие машины приходится буквально доставать с того света. С 1937 по 1941 годы главным образом московский завод №37 выпустил порядка 8 000 (!-24

Несколько штук запихали даже в свободную нишу между спинкой кресла мехвода и аккумулятором. Бортовая электросеть, к слову, 6-вольтовая.

Сегодня такие машины приходится буквально доставать с того света. С 1937 по 1941 годы главным образом московский завод №37 выпустил порядка 8 000 (!-25

Маленькая недоработка реставраторов: продольные лавки «Комсомольца» покрывали мягким материалом. В мастерской Шаманского об этом, конечно, знают и скоро обещают исправить.

С каждого борта Т-20 принимал по три бойца. Они сидели ногами наружу.

Сегодня такие машины приходится буквально доставать с того света. С 1937 по 1941 годы главным образом московский завод №37 выпустил порядка 8 000 (!-27

Вообще «Комсомолец» – настоящий трансформер. При необходимости сиденья в два счета разворачиваются в бортовую платформу.

Сегодня такие машины приходится буквально доставать с того света. С 1937 по 1941 годы главным образом московский завод №37 выпустил порядка 8 000 (!-28

Мог устанавливаться сверху и громоздкий неказистый тент – трубчатые крепления каркаса видны по центру машины. Чуть дальше – сетки воздухозаборников моторного отсека и горловина радиатора.

Сегодня такие машины приходится буквально доставать с того света. С 1937 по 1941 годы главным образом московский завод №37 выпустил порядка 8 000 (!-29

А в передней части Т-20, над оригинальной цепью, уложена свертка другого чехла – для укрытия машины. В темноте путь «Комсомольцу» освещают две фары. Есть мнение, что в боевых условиях их предписывалось снимать.

Снова вернемся к корме. Хорошо видно крепление запасного колеса, единственного сигнального фонаря. В обязательном порядке «Комсомольцы» имели сцепное устройство – гусеничный тягач способен таскать за собой противотанковую 45-мм пушку с передком или трехдюймовую «полковушку».

Сегодня такие машины приходится буквально доставать с того света. С 1937 по 1941 годы главным образом московский завод №37 выпустил порядка 8 000 (!-31

Выпускная труба слегка закоптила заслонки системы охлаждения (своего рода переключатель зима-лето). Инструментальный ящик новодельный – оригинал лежит в запасниках мастерской.

Сегодня такие машины приходится буквально доставать с того света. С 1937 по 1941 годы главным образом московский завод №37 выпустил порядка 8 000 (!-32

Как видите, Т-20 «Комсомолец» далек от примитивности, за которую принято огульно ругать предвоенную советскую бронетехнику. Тягач скроен грамотно, особенно с учетом тех ресурсов, что имелись в распоряжении Астрова. Лично для меня многие придумки конструктора и его команды оказались откровением. Спасибо мастерской Евгения Шаманского и выставке «Моторы войны» за возможность оценить это при близком знакомстве с возрожденной машиной.