Найти тему

Мне – христианину – коммунизм понятен и близок, но только с небольшими поправками.

"...Так идут державным шагом — Позади — голодный пёс.
Впереди — с кровавым флагом, 	И за вьюгой неведим, 	И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз — Впереди — Исус Христос".  А Блок ("Двенадцать", 1918)
"...Так идут державным шагом — Позади — голодный пёс. Впереди — с кровавым флагом, И за вьюгой неведим, И от пули невредим, Нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз — Впереди — Исус Христос". А Блок ("Двенадцать", 1918)

Привет, друзья. Давайте поговорим серьезно о коммунизме. Об идее коммунизма. Ведь она зажгла, увлекла русский народ и не только русский. Хотя именно русский народ создал государство на коммунистической идеологии. До коммунистического устройства (социально-политической формации), правда, не дошли, свернули с социалистической ступеньки обратно в рыночную экономику.

Я не буду обсуждать здесь, почему революция стала возможна в Российской империи, какие были беды там и какие беды принесла революционная трансформация, можно ли было избежать того или этого? Кто и где допускал ошибки? Поговорим о коммунистической идологии как идее! А знаем ли мы, что такое этот самый коммунизм? Приведу сначала мнение С.Е. Кургиняна, а после дам свой комментарий:

В чем идея коммунизма?

С.Е. Кургинян: «Коммунизм — это раскрепощение и пробуждение высших творческих способностей в каждом человеке. А как его еще можно определить? Неужели как общественный строй, при котором все товары и услуги будут бесплатны? Ну будут они бесплатны — и что?

Итак, настоящий коммунизм — это возведение принципа «человек — это звучит гордо» в ранг главного системообразующего, стержневого, основополагающего принципа общественной жизни. Причем этот принцип при коммунизме должен быть реализован по отношению ко всем и каждому из живущих в коммунистическом обществе.

По сути — и это крайне важно понять — коммунизм не предлагает ничего, кроме реализации этого принципа. Коммунизму глубоко наплевать, сколько видов бюстгальтеров и трусиков будет лежать на прилавках, сколь разнообразна будет какая-нибудь фурнитура, сколь упоительными будут формы каких-нибудь дорогих машин и сколько сортов сыра будет в магазинах.

При коммунизме должна быть здоровая и в меру разнообразная пища в достаточном для граждан количестве. Пища питательная, вкусная. И получаемая гражданами а) бесплатно, б) без очередей, которые постоянно вменяются в качестве главного бича советскому обществу.

При коммунизме каждому должна предоставляться опять же бесплатно и в достаточном количестве простая красивая одежда.

При коммунизме должен быть технический прогресс, основанный на прорывных идеях, открывающий фантастические новые перспективы для человечества. Прогресс стремительный и неуклонный.

Но, прошу прощения, при чем тут рынок? Рынок определит, на каких космических аппаратах мы будем осваивать ближний, средний и дальний космос? Рынок может определить, какие именно ненужные, а порой вредные прибабахи будут предложены потребителю в очередных айфонах и пр. Ну так этих потребительских фитюлек при коммунизме не будет и не должно быть. Хотите этого — целуйте прах у ног его величества Рынка со всеми вытекающими последствиями.

При коммунизме должно быть стремительное развитие медицины, образования, культуры. Но это сферы, не только не требующие рынка, но и не совместимые с ним. Потому что коммерциализация медицины, образования, культуры — это их смерть. И это все понимают.

При коммунизме вообще не должно быть потребительства. Коммунизм не один из вариантов этого потребительства, понимаете? Это антипотребительство!

Коммунизм каленым железом выжигает в людях всю гнусную, унылую, потребительскую похоть. И это — его главное благое свойство.

Поэтому на восклицание «Ах, вы не можете обеспечить триста сортов сыра и дикое количество модификаций разного рода товаров и товарчиков, услаждающих наши телеса!» настоящие коммунисты отвечают: «Да, мы это уничтожаем, и поэтому нам глубоко наплевать на ваш рынок». [ «О коммунизме и марксизме» 56 статья (+)]

Чего не хватает идее коммунизма. Христианский комментарий

-2

Обобщая сказанное: коммунистическая идея— это забота о человеке, желание освободить всех людей от рабства. Для чего? Чтобы каждый человек смог раскрыть все свои лучшие качества, реализоваться, перейти от «царства необходимости к царству свободы».

Капитализм (и тем более феодализм с рабовладением) — возводит несправедливость в норму. Счастье, свобода, реализация малого количества элиты осуществляется за счет эксплуатации (а подчас и порабощения) других людей. Это «царства свободы» господ, за счет удерживания рабов в «царстве необходимости». Коммунизм как идея — есть мечта об освобождении всех людей.

Однако, главной ошибкой Маркса стало то, что он разорвал связь человека с Небом. Ему и его последователям следовало бы всерьез задуматься: а что будет делать освобожденный человек, которого, правда, перед этим убедили в том, что он есть мыслящий зверь, — когда он из царства необходимости попадет наконец в вожделенное царство свободы?

Гуманисты XIX века верили: достаточно накормить и освободить человека, и он станет развиваться, реализовывать свои творческие способности. А что получается на самом деле? Человек, не освободившийся от греховных страстей, начинает оглядываться на духовный Египет, на рынок, — туда, где существовали пресловутые триста видов колбасы и сотни видов кружевных трусов. Не заскучает ли он в царстве свободы?

Евреи, которых Моисей вывел из Египетского рабства, начали говорить Моисею: там мы ели мясо и чеснок… а тут только манна.

«Сыны Израилевы сидели и плакали и говорили: кто накормит нас мясом? Мы помним рыбу, которую в Египте мы ели даром, огурцы и дыни, и лук, и репчатый лук и чеснок; а ныне душа наша изнывает; ничего нет, только манна в глазах наших». (Числа 11:4-6)

Наш мир — это несвобода.

Сильные мира сего заняты построением своего индивидуального царства свободы, для которого нужны рабы, — в идеале движимые лишь инстинктами и не способные мыслить глобально.

Перед рабами повесили морковку потребления (сотни видов сыров, новые мобильники, прочие материальные «ништяки», многое из чего ему просто не нужно, но навязано рекламой). Человечество мечтает дотянуться до своей морковки, грызется между собой, и эта война всех против всех названа конкуренцией.

-3

Кто-то отдается этой борьбе полностью. И тот достигает успехов, кто меньше оглядывается на мораль, кто готов подтолкнуть падающего и продать что угодно и кого угодно.

"Друга нельзя купить, но его можно продать"

Как сохранить веру в таком мире? Как следовать заветам Христа? Если ты живешь в миру, а не в монастыре, приходится находить какие-то компромиссы со своей совестью, стараться бороться со своими страстями, не нарушать заповеди или хотя бы не оскотиниться. Конечно, такой человек проигрывает "в умении жить" более ушлым и более наглым. А как иначе? Окружающая среда делает всё, чтобы не дать нам жить по-христиански.

Кто-то скажет: коммунизм — это тюрьма. А мне кажется, что тюрьма — это то, что вокруг.

Кому-то нужны триста видов сыра? Лично я ем мало. И просто не могу себе позволить есть каждый день новый вид колбасы или сыра или еще чего-то. Впрочем, и не стремлюсь к этому, мне этого не нужно. Пища вообще не должна стоять на первом месте.

«Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть».

Поэтому замечательно что

«при коммунизме должна быть здоровая и в меру разнообразная пища в достаточном для граждан количестве. Пища питательная, вкусная. И получаемая гражданами а) бесплатно, б) без очередей».

То же касается одежды, жилища. Тут мне совершенно понятен и приемлем "антипотребительский" характер коммунизма. Двумя руками поддерживаю. Не хочется всю жизнь тянуться за морковкой.

У меня другой вопрос к коммунизму: не испортит ли царство свободы грешного человека?

Знаете, при мысли о коммунизме у меня почему-то рождается образ монастыря или первой христианской общины. Та же в меру разнообразная пища, удобная и необходимая одежда, получаемая бесплатно. Но главное — там есть глобальная цель, то, ради чего люди ушли из мира борьбы за эфемерные (временные, материальные, призрачные) блага. Эта цель — духовное развитие!

Христос сказал: "Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Мф 5:48). Это, по сути, призыв уподобиться Богу, пройти путь богоуподобления. Об этом Христос и апостолы говорят постоянно. Нужно преодолеть греховную природу, выдавить из себя не раба, но зверя, стать человеком и даже больше — уподобиться Христу и Богу Отцу в совершенстве. Это сделать в миру оооочень сложно. Для этого люди и уходят от мира. Но эта цель — направлена в вечность. Развитие начинается на земле и продолжается в вечности. Это достойная цель жизни. И царство свободы (от борьбы за морковку) в данном случае выступает лишь необходимым условием. Цель же — работа над собой, развитие, направленное в вечность.

Коммунизм тоже говорит о чем-то похожем, но без конкретики. Мы с вами выяснили, что царство свободы не может быть конечной целью. Оно может быть лишь средством для чего-то более важного. А цель в коммунизме не сформулирована достаточно ясно.

Вот вы знаете о цели коммунизма? Вы слышали о этой цели?

Да, Кургинян, например, говорит: «раскрепощение и пробуждение высших творческих способностей в каждом человеке!» Кто еще об этом говорил? Почему ее не писали на плакатах? В самом ли деле так думал Маркс? Ленин? Другие последователи коммунизма? Но пусть так, это уже близко к достойной цели. Интересную цель предложил космист Николай Федоров. Но это Федоров. А что хотели наши коммунисты? Человечество гениев? Я просто не знаю. А вы знаете?

Коммунизм, по-моему:

во-первых, не сформулировал четко цель. Зачем человеку царство свободы?

Во-вторых, не учел греховности человека, который царство свободы без преодоления собственной греховности может превратить в Содом.

В-третьих, разрывая связь человека с Небом, «заземляя человека», материалисты свели его до «мыслящего животного», потомка обезьяны, который живет мгновение и умирает навсегда. И что, скажите мне, такой человек будет делать в царстве свободы? Как он заполнит свою тоску по бесконечному? Не захочет ли он вернуться к еще большему потребительству? Не возжелает ли он с новой силой абажуров и кружевных трусов и пятисот видов колбасы?

А так коммунистическая идея мне нравится. В самом деле. Но только если со Христом. Без Христа, спасибо, не нужно. Да и не получится, я думаю. «Мыслящий зверь», «потомок обезьяны» может захотеть снова вернуться к рыночному корыту. Или превратит царство свободы в мега-Содом.

Я так думаю.

Александр Смирнов

РМП