Стоимость квот на выброс углекислого газа в атмосферу продолжает расти по всему миру. Постоянное повышение цены на СО2 объясняется несколькими причинами.
Декарбонизация Европы началась давно, однако продолжительная пандемия и вызванный ей энергетический кризис сильно увеличили выброс оксида углерода в атмосферу, что заставило Европарламент принять меры для регулирования выделения вредного вещества в воздух.
В феврале этого года на заседании парламента было принято решение о взимании углеродного налога со стран-импортеров Евросоюза с 2025 года. Налог будет рассчитываться при помощи СВАМ – механизма пограничной корректировки выбросов углеродных веществ.
На предыдущих заседаниях планировали ввести подобную меру только с 2026 года, а с 2023 импортеры должны были предоставлять Евросоюзу подробные данные о количестве выброшенного газа в воздух. Механизм СВАМ будет затрагивать области поставки цемента, электричества, черных металлов, алюминия и удобрений.
Когда СВАМ начнет свою работу, каждая страна, импортирующая вышеописанные продукты из Евросоюза, будет обязана приобретать сертификаты на каждую тонну углекислого газа, выброшенного в атмосферу.
В случае отказа импортеров предоставлять подробные данные о количестве выброшенного вещества и закупать сертификаты Евросоюз будет приравнивать выброс их газа к худшим европейским производствам по количеству создаваемого СО2.
Таким образом европейские государства планируют соблюдать условия «зеленой сделки», направленной на полный отказ от производств, выбрасывающих оксид углерода в воздух. Обязательство соблюдать условия сделки возлягут не только на европейских производителей, но и на заграничные компании.
Фактически подобные меры могут и не привести к значительному сокращению вредного для атмосферы вещества, однако предприятия, страны которых не способны полностью перейти на использование возобновляемой энергии (например, из солнечных батарей), будут платить за вред природе большие деньги. Пока что неизвестно, какой окажется итоговая стоимость за тонну СО2, ведь в зависимости от мировой ситуации показатели будут крайне динамичными, но чаще в сторону возрастания.
Спекуляция в условиях торговли выбросами
Европейская система торговли выбросами (EU ETS) все больше начинает походить на биржу ценных бумаг, где все пытаются заработать на изменяющихся котировках углекислого газа, хотя изначально система придумывалась с целью сокращения выброса вредных веществ в атмосферу.
Главной причиной возрастания стоимости фьючерсов на квоты выброса углекислого газа в системе торговли стали спекуляции, которые в Европарламенте неоднократно призывали ограничить. Массовый наплыв крупных инвесторов, желающих заработать на перепродаже дорожающих на фоне реализации «зеленой сделки» фьючерсов, поднял котировки более чем на 50% за полгода.
Однако призывы урегулировать активные торги углекислым газом не были приняты к сведению, и стоимость тонны СО2 в феврале 2022 года превысила 103 доллара, хотя в марте 2021 ее цена не превышала 45 долларов.
Европейские государства в рамках программы Fit 55, созданной с целью сокращения объемов вырабатываемого СО2 на 55% к 2030 году, планируют ежегодно снижать количество квот на выброс углекислого газа на 4%. Это действие подталкивает импортеров заранее скупать квоты в большом количестве, что сильно поднимает цену фьючерсов.
Запуск системы СВАМ рассчитан на то, чтобы Европа постепенно отказалась от выдачи предприятиям разрешений на выброс углекислого газа к 2035 году.
Решения европейских стран на данный момент имеют сложность в реализации. Работу СВАМ будет очень непросто синхронизировать с ETS, расположенными в других государствах (а в мире их еще 24). На планете практически нет систем торговли квотами, чья деятельность признается EU ETS, что сильно затруднит взаимодействие.
По данным, предоставленными Международным партнерством по борьбе с углеродными выбросами, в мире существует 24 ETS, которые разделяются на несколько типов.
- Европейская, китайская, британская новозеландская, мексиканская и корейская – список ЕТС, являющихся национальными.
- В отдельных мегаполисах действуют собственные системы, например, в Шанхае или в Токио.
- А Квебекский или Калифорнийский ETS является региональной системой, действующей строго в рамках одной области.
Помимо географических отличий, в этих системах наблюдается значительная разница в ценах на квоты по выбросу углекислого газа. К примеру, в конце 2021 года стоимость фьючерса на квоту по систему EU ETS составляла 101$ за тонну газа, а в китайской ЕТС стоимость этой же квоты не превышала 9$.
Китайские квоты на данный момент примерно в 10-12 раз ниже, чем у европейских коллег. Несмотря на прогнозы о повышении стоимости квоты на китайском рынке до 10$, разрыв останется слишком большим, чтобы найти усредненную стоимость.
Хоть стоимость фьючерсов на рынке Китая сильно ниже, стабильность продаж там практически отсутствует. В одну неделю инвесторы могут приобрести квот на 600 тонн СО2, в другую – на 450 000 тонн. На территории Китая сейчас действует более 2000 предприятий, чей суммарный выброс углекислого газа в год превышает 4.5 миллиарда тонн, в то время как компании, приобретающие квоты у EU ETS, выбрасывают в атмосферу около 1.5 миллиарда тонн газа в год.
На данный момент не существует механизма, который сможет синхронизировать работу одновременно всех ЕТС так, чтобы одной стране не пришлось переплачивать за квоты дважды, а другой – покупать фьючерсы по сильно заниженной стоимости относительно других площадок.
Сокращение выбросов углеродных веществ в России
В январе текущего года в России было подписано соглашение, предусматривающее сотрудничество в сфере развития биржи торговли углеродными единицами, полученными благодаря проектам по снижению выброса СО2. Участниками соглашения являются «Роснефть» и «Санкт-Петербуржская международная Товарно-Сырьевая Биржа».
Целью договора является создание новых инструментов для торговли нефтепродуктами, имеющими невысокую углеродную интенсивность. Пока не сообщается, получат ли признание в Европе эти продукты и в каких количествах Россия будет производить такой товар.
Россия еще не полностью включилась в торговлю квотами, процесс отказа от выброса углекислого газа не начат на общегосударственном уровне, но первые шаги в этом направлении делаются постоянно. Летом прошлого года был подписан указ о необходимости юридическим лицам и индивидуальным вести углеродную отчетность, который в перспективе положит начало торговле квотами, как в Евросоюзе и других регионах.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.
Читайте также:
✅ Обратный расизм: как защита афроамериканцев оборачивается унижением белых
✅ В каких странах пенсионеры живут лучше, а в каких – хуже всего?
✅ Как чтение новостей может погрузить вас в депрессию (и как с этим бороться)