Среднестатистический южнокорейский трудяга проводит на своём рабочем месте 2070 часов в году. В марте 2018 года корейские законодатели учли эту статистику и приняли закон, который сократит максимально разрешённую продолжительность рабочего дня с 68 часов до 52. Установлен переходный период, а также компенсирующие и стимулирующие налоговые режимы для предприятий, готовых работать на опережение.
По статистике ОЭСР, среди развитых государств Корея остаётся рекордсменом по продолжительности рабочего дня.
Против закона, разумеется, с неистовой силой боролись представители бизнеса, но южнокорейское правительство полагает, что принятие такого закона будет способствовать улучшению качества жизни людей, а сокращённая рабочая неделя заставит создавать новые рабочие места. Таким образом, в итоге производительность труда вырастет.
Исключение из правил
Корейские власти, сверх того, предполагают, что подобная мера будет способствовать росту не только производительности труда, но и численности населения. Это ожидают в качестве средства, чтобы переломить негативный тренд на сокращение рождаемости, наблюдаемый на протяжении вот уже без малого 50 лет.
Сейчас среди развитых стран корейцы по-прежнему трудятся больше прочих – в среднем, речь идёт о 2070 часах ежегодно, не считая сверхурочных. Это третье место в мире. Больше за своим рабочим столом проводят белые и синие воротнички лишь в Мексике – там продолжительность рабочего времени достигает 2250 часов ежегодно — и Коста-Рике (2214 часов).
По данным МОТ, подобные длинные рабочие дни характерны для государств с очень низким, редко – выше среднего уровнем доходов населения. Тенденция определена следующими факторами:
- В странах с низким средним доходом множество людей работают не по найму/договору,
- У них маленькая зарплата,
- Ситуация на рынке труда не позволяет рассчитывать на нечто большее.
Не следует списывать со счетов и культурные аспекты.
Республика Корея, впрочем, выбивается из этого ряда: доходы тут высоки, а качество жизни на порядок превосходит мексиканское и тем более – коста-риканское.
Всё дело тут в том, что в некоторых государствах нет законодательных механизмов, защищающих людей от значительных переработок. В Японии существует существенная и статистически значимая проблематика смертей от избыточной работы, для чего предусмотрительные японцы даже придумали термин «кароси», который дословно переводится как смерть от переработки. Если попытаться разобраться, речь о кончине человека, которая связана с заболеваниями, вызванными стрессовыми факторами, либо о суициде, который вызван невозможностью справиться с рабочими проблемами и нагрузкой.
Шлем как лекарство от стресса на работе
При этом японцы в среднем проводят на службе не менее 1700 часов. По данным международной статистики, это отнюдь не самые высокие показатели занятости и длины рабочего дня.
Но при этом закона, ограничивающего переработки, всё равно нет. Поэтому средние японцы из городов проводят в трудах праведных заметно больше времени, чем в среднем по статистике. Многие из них так переутомляются, что потом спят в метро или автобусах.
В прошлом году в стране было зафиксировано более полутора тысяч кароси, при этом профильные организации, объединяющие жертв этого устрашающего явления, утверждают: их значительно, в разы, больше. Всё дело в том, что фиксируются переработки лишь в том случае, если человек суммарно за месяц переработал более сотни часов. Если получилось 99 – всё: ты просто умер, утомление тут не при чём.
- В трети государств Азии отсутствуют законы, которые бы определяли максимальное время работы в неделю. В некоторых ограничение есть, но оно установлено на уровне 60-65 часов еженедельно. Лишь в одном государстве рекомендованные Международной организацией труда ограничения соблюдаются, и продолжительность рабочей недели установлена на уровне 48 часов или меньшего времени.
- К слову – в Америке та же самая треть стран также не может похвастать тем, что в ней установлены законы, которые определили бы максимальное время работы в течение года. В их числе, среди прочего, есть и США.
- В ближневосточном регионе ограничения чаще всего установлены, но в издевательской форме: в восьми государствах (из десятки) максимальная длина рабочей недели установлена на уровне 60 часов.
- В Африке больше трети рабочих также перерабатывают, а в Танзании, Нигерии, Египте и некоторых других странах половина тружеников пашут более 60 часов.
- Напротив, среди европейцев ограниченные рабочие недели — скорее правило, чем исключение. Лишь бельгийские и турецкие законы позволяют работать сверх положенных максимальных 48 часов.
Города трудоголиков
В 2016 году банком UBS был опубликован стратегический доклад, который представлял список населённых пунктов, где продолжительность работы в неделю была максимальной. В этом списке фигурировали в первой десятке такие мегаполисы, как:
- Гонконг (51 час);
- Мумбаи (43,8 часов);
- Мехико-сити (43,4 часа);
- Дели (43 часа);
- Бангкок (42,3 часа).
Как видим, первую строчку занимает сравнительно обеспеченный и благоустроенный Гонконг, бывшая британская колония, борьбу за установление контроля над которой ведёт центральное правительство в Пекине.
Однако ситуация куда сложнее в мексиканской столице. Во-первых, у них наиболее длинная рабочая неделя. Во-вторых – наиболее короткий в мире среди «больших» стран период отпусков – не более десяти дней, хотя в Мексике речь идёт о 24-26 днях. У обитателей Китая и Японии при сопоставимом по длине отпуске уровень благосостояния, всё же, заметно выше. С другой стороны, у индусов и отпуска нет, и рабочий день может длиться сколько пожелаешь.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.
Читайте также:
✅ Пообщались с экспертами: где мы будем отдыхать этим летом и сколько это будет стоить россиянам
✅ Самые громкие и некрасивые скандалы с участием детей политиков
✅ История курса рубля в Советском Союзе: как менялись цены в СССР