Ах, Прага, живая старина,
Ты в сердце моем
Поселилась навек.
Мое путешествие в Прагу, как ни странно, началось в Уфе с момента оформления поездки в турфирме. Я самым внимательным образом слушала пояснения менеджера.
Он буквально заинтриговал меня: настолько обстоятельно и дотошно объяснял права и обязанности туриста, выезжающего в Европу и, в частности, в Прагу, включая правила поведения в отеле, особенности быта чехов, характеристики работы пражского транспорта, условия заказа экскурсий, что мне казалось, что я уже живу в Праге. И, не отходя от места, я заказала обзорные, пешеходные экскурсии по городу.
И вот я в Праге. Это, несомненно, город с удивительной историей, которая нашла воплощение в камне, декоре храмов и домов, в мостах, соединяющих Прагу в единое целое, и памятниках. Я бродила по улицам, затерявшись среди пражан, и вдыхала аромат истории всей грудью, дабы проникнуться ею навсегда. Так мне хотелось. К концу XIII века Прага – столица, самый крупный и экономически развитый город. Король Карл IV сумел повысить статус Праги до уровня столицы Римской империи. По своим размерам она уступала только Царьграду и Парижу. При Карле IV были построены Карлов мост и первый университет, началось возведение собора святого Вита.
А еще мне хотелось понять, что может объединить народы разных стран в единую историю мирового человечества. История Праги не прячется за стенами. В строениях Пражграда (самый центр Праги) со второй половины IX столетия заседали чешские правители, а сегодня – президент Чехии. В зданиях на улице Мала Страна, относящихся XIV–XV векам, живут пражане и заседают правительственные учреждения. На стенах домов по-прежнему находится тот домовой знак, который раньше отличал домовладельца, а сегодня удивляет туриста. Он выполнен с любовью, в оригинальном цветовом решении. Дома плотно прилегают друг к другу, чтобы экономить свободные площади земли (вот это настоящая экономия), но они не создают угрозу психологии жизни. Они легки архитектурой, цветом, изяществом декора. Они настолько привлекательны, что в этом городе не чувствуешь себя чужестранкой. Зато за домами скрываются уютные скверики, парки, аллеи. В Праге есть улица, ширина которой едва ли достигает полметра. Она – живая, с фонарями.
Я гуляла, смотрела, восхищалась и думала, что мы стараемся изо всех сил сохранить нашу историю, а пражане просто живут в этой истории, доставшейся от предков, не предавая традиции предшествующих поколений, ценя именно преемственность исторических эпох. Есть в Праге и современные районы. Я специально проехала по новым спальным районам. Они не мешают истории, они рядом с историей, они уважают историю. Мы, наверное, тоже придем к такому пониманию, ведь мы возвращаемся к корням, к своим истокам, но, сколько истории у нас останется к этому моменту?!
Я порадовалась, что в Чехии по рассказам гидов продолжает гореть Вечный огонь в память чехов и не чехов, отдавших жизни в борьбе с фашизмом. Они не переписывают историю войны, принижая роль российского солдата. Имя Даяна Мурзина, Черного генерала, для них до сих пор священно. Для чехов это такая же трепетная и щемящая история, как и для нас.
Прага стала приютом для Марины Цветаевой с 1922 по 1925 год и периодом творческого вдохновения. Она поразилась скульптуре рыцаря Брунцвика на мостовой опоре Карлова моста. Марина решила, что рыцарь «похож на нее лицом». Она написала по мотивам легенды о Брунцвике стихотворение «Пражский рыцарь». Он стоит до сих пор и все также будоражит воображение.
И еще, когда я спросила у чеха, правильно ли я иду по улице, то была поражена ответом. Дело в том, что, хоть чешский язык и является славянским, он довольно труден для восприятия. Спрашивали мы на английском языке. Все-таки, английский язык является языком мирового общения. Как же ответил мне чех, по возрасту старше меня? Он сказал: «Вы же из России, говорите по-русски!» В эту минуту я почувствовала настоящую гордость за то, что я из России.
Ну, а я искала в Праге улицу Ярослава Гашека, того Гашека, чешского писателя-сатирика, комиссара Красной Армии, автора примерно 1500 произведений, из которых мировую известность получил его неоконченный роман «Похождения бравого солдата Швейка», который длительное время жил у нас в Уфе. Улицы не оказалось. Зато я нашла памятник ему. Памятник – в мягком авангардном стиле, если так можно выразиться. Я бы сказала, что он отражает юмористическую душу писателя, его добродушный нрав, веселый характер, радостное отношение к жизни. Я подержалась за подкову ноги коня. В Карловых Варах я посидела на скамейке рядом со Швейком и решила, что дома обязательно перечитаю «Бравого солдата».
Жаль, что мы лишились улицы Ярослава Гашека. Это был яркий пример литературного единения наших стран в контексте мировой истории человечества
Ирина БАККЕ
Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!