Найти тему
Сергей Мороз

Яковлев Як-25 – планер, системы, вооружение

СССР, начало разработки – 1951 г.

Справочник

С.Г. Мороз

Опытное конструкторское бюро №115 Александра Сергеевича Яковлева в годы Великой Отечественной войны стало широко известно, прежде всего, своими легкими истребителями, начало которым положил самолет И-26 – Як-1. После Победы это предприятие значительно расширило область своей деятельности, среди прочего занявшись разработкой и тяжелых перехватчиков для Войск противовоздушной обороны страны.

Всепогодный барражирующий перехватчик Як-25 конструкции А.С. Яковлева – первый успешный советский самолет этого класса. Фото: Инженерный центр им. А.С. Яковлева
Всепогодный барражирующий перехватчик Як-25 конструкции А.С. Яковлева – первый успешный советский самолет этого класса. Фото: Инженерный центр им. А.С. Яковлева

Опыт создания истребителей с большой дальностью и продолжительностью полета, в т.ч. и для Авиации ПВО Яковлев уже имел. Но теперь следовало не просто увеличить запас топлива, как это было сделано на одномоторных самолетах Як-9Д, ДД и М, но еще и разместить на борту пилотажно-навигационное оборудование для всепогодного применения в самых суровых климатических условиях, радиолокационную станцию и летчика-оператора для ее настройки, а также настолько мощное вооружение, чтобы можно было сбить вражеский стратегический бомбардировщик с первой атаки.

Для этого потребовалось отойти от традиционных для этого конструкторского коллектива представлений о том, что перехватчик должен быть легким самолетом малой размерности и сделать ему планер принципиально нового вида, не поступаясь из соображений компоновки всего необходимого и достижения заданной дальности и продолжительности полета остальными летными качествами.

Продолжение, предыдущая часть – Барражирующий перехватчик Яковлев Як-25 – общие сведения, силовая установка

«120» (Як-2АМ-5, Як-120, Як-25) эскизный проект и натурный макет, всепогодный барражирующий перехватчик.

Крыло:

- крыло стреловидностью 45° по передней и задней кромкам – без сужения, умеренного удлинения (4,15 – незначительно больше, чем у легкого перехватчика МиГ-17 с одним двигателем), в корневых частях крыла сделан небольшой участок, на котором ЗК крыла перпендикулярна ПСС;

Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 в Зале конструкций самолетов ХАИ – правая консоль крыла. В исходном проекте была только одна пара аэродинамических перегородок. Фото: В. Богатов и С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 в Зале конструкций самолетов ХАИ – правая консоль крыла. В исходном проекте была только одна пара аэродинамических перегородок. Фото: В. Богатов и С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – правая консоль крыла, корневая часть верхней панели. Фото: В. Богатов и С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – правая консоль крыла, корневая часть верхней панели. Фото: В. Богатов и С. Журавлев

- профиль крыла тонкий ламинарный ЦАГИ С-12С (относительная толщина 5,2%) у корня и СР-11 (8,7%) по законцовкам;

Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 в Зале конструкций самолетов ХАИ – передняя кромка крыла. Ламинарные профили ЦАГИ С-12С и СР-11 хотя и стали тонкими, но сохранили достаточно большой радиус скругления носка. Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 в Зале конструкций самолетов ХАИ – передняя кромка крыла. Ламинарные профили ЦАГИ С-12С и СР-11 хотя и стали тонкими, но сохранили достаточно большой радиус скругления носка. Фото: С. Журавлев

- угол установки крыла +1 град.;

- угол поперечного V крыла -5 град.;

- для предотвращения срыва потока на крыле установлена одна пара аэродинамических перегородкок (гребней) – по корневому сечению элеронов;

Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – аэродинамические перегородки (в исходном проекте была только одна их пара) на правой консоли крыла. Фото: В. Богатов и С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – аэродинамические перегородки (в исходном проекте была только одна их пара) на правой консоли крыла. Фото: В. Богатов и С. Журавлев

- на концах крыла установлены обтекатели поддерживающих стоек шасси, одновременно являющиеся противофлаттерными грузами;

Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – элерон, его качалка и обтекатель поддерживающей опоры шасси на правой консоли крыла. Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – элерон, его качалка и обтекатель поддерживающей опоры шасси на правой консоли крыла. Фото: С. Журавлев

- крыло состоит из двух консолей, стыкуемых ухо-вильчатыми узлами к двум лонжеронам, которые конструктивно входят в состав фюзеляжа и неразъемно крепятся к поясам и стенкам его силовых шпангоутов, стык закрыт уголками на болтах, предварительно гнутых по его контуру;

- расположение стыковых болтов крепления ОЧК – горизонтальное;

- КСС крыла лонжеронная с работающей обшивкой;

- силовой набор консоли крыла состоит из двух лонжеронов, внутреннего подкоса, идущего от места стыка заднего л-на крыла и его корневой нервюры к месту стыка переднего л-на крыла (входит в конструкцию фюзеляжа, являясь продолжением его заднего л-на, см. ниже) и внутренней силовой н-ры крепления мотогондолы и двигателя, стрингеров, концевого профиля, нервюр и работающей верхней («сжатой») и нижней («растянутой») обшивки;

Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – передний лонжерон, внутренний подкос и нервюры корневой части правой консоли крыла, вид снизу. Фото: В. Богатов и С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – передний лонжерон, внутренний подкос и нервюры корневой части правой консоли крыла, вид снизу. Фото: В. Богатов и С. Журавлев

- лонжероны и стрингеры установлены вдоль образующей обводов консолей;

- внутренний подкос установлен под прямым углом к ПСС;

- корневая, установки мотогондолы и двигателя и концевая силовые нервюры (всего четыре на консоль) установлены по потоку, остальные – перпендикулярно оси жесткости;

- конструкция залонжеронной части крыла (делается зацело с остальной консолью) в зоне закрылка состоит из хвостиков нервюр, стрингеров и верхних панелей обшивки;

Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – правая консоль крыла, закрылок и залонжеронная часть над ним. Фото: В. Богатов и С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – правая консоль крыла, закрылок и залонжеронная часть над ним. Фото: В. Богатов и С. Журавлев

- конструкция залонжеронной части крыла (делается зацело с остальной консолью) в зоне излома в корневой части задней кромки представляет собой двойную панель с силовым набором из коротких стенки и стрингера;

Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – правая консоль крыла, зона излома поздней кромке вид снизу. Фото: В. Богатов и С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – правая консоль крыла, зона излома поздней кромке вид снизу. Фото: В. Богатов и С. Журавлев

- лонжероны балочные коробчатые, состоят из двух поясов из катанных профилей, листовых стенок и подкрепляющих их стоек из прессованных профилей;

- нервюры балочные, состоят из поясов из прессованных профилей, листовых стенок с отбортованными отв. облегчения и подкрепляющих их стоек из прессованных профилей;

- стрингеры из прессованных профилей;

- на участке задней кромки консоли крыла от мотогондолы до элерона наклепан «нож» – широкая пластина из дюраля, которая отгибается по результатам полетов на приемо-сдаточных испытаний каждого отдельного самолета для устранения «валежки» – непроизвольного кренения из-за возможной аэродинамической асимметрии;

Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – «нож», приклепанный по задней кромке крыла. На снимке он внизу у корневой части элерона на правой консоли. Фото: В. Богатов и С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – «нож», приклепанный по задней кромке крыла. На снимке он внизу у корневой части элерона на правой консоли. Фото: В. Богатов и С. Журавлев

- элероны с осевой и весовой компенсацией, односекционные, расположены на обычных местах на концах крыла и занимают примерно 30% его размаха;

- элерон состоит из лонжерона, носка, носовых диафрагм, нервюр, качалки, усилений в зонах установки ее и узлов навески, кромочного профиля и работающей обшивки;

Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – элерон на правой консоли крыла. Фото: В. Богатов и С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – элерон на правой консоли крыла. Фото: В. Богатов и С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – концевая часть элерона, его качалка и обтекатель поддерживающей опоры шасси на правой консоли крыла. Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – концевая часть элерона, его качалка и обтекатель поддерживающей опоры шасси на правой консоли крыла. Фото: С. Журавлев

- механизация крыла – двухсекционные простые закрылки (без сдвига оси – взлетно-посадочные щитки);

- закрылок состоит из лонжерона, носка, носовых диафрагм, нервюр, кромочного профиля, регулировочной пластины («ножа»), приклепанной по задней кромке внешних закрылков, а также нижней работающей обшивки и верхних ее панелей, «обтягивающих» силовой набор;

Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – правая консоль крыла, закрылок и залонжеронная часть над ним. Фото: В. Богатов и С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – правая консоль крыла, закрылок и залонжеронная часть над ним. Фото: В. Богатов и С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – правая консоль крыла, вид на внешний закрылок, профиль которого представляет собой сильно растянутый треугольник. Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – правая консоль крыла, вид на внешний закрылок, профиль которого представляет собой сильно растянутый треугольник. Фото: С. Журавлев

- размеры крыла, площади и углы отклонения элеронов и закрылков – см. табл. ТТХ;

- в крыле имеются люки обслуживания систем, находящихся в нем;

Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – люк доступа к системам на правой на нижней панели консоли крыла у мотогондолы. Фото: В. Богатов и С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – люк доступа к системам на правой на нижней панели консоли крыла у мотогондолы. Фото: В. Богатов и С. Журавлев

- ниши поддерживающих опор шасси в обтекателях на концах крыла закрываются каждая одной створкой так, что колесо выступает в поток.

Фюзеляж:

- носовая часть основного тела фюзеляжа имеет форму эллипсоида с переменным круговым сечением, отсек до кабины – усеченный конус, в средней части имеет технологически простую форму кругового цилиндра, ось симметрии которого является линией пресечения строительной горизонтали фюзеляжа и плоскости симметрии самолета, хвостовая – оживальная с сечениями, переходящими от окружности в вытянутые вверх эллипсы, ось симметрии НЧФ до кабины отклонена относительно СГФ вниз, а линия центров сечений ХЧФ загнута по дуге вверх;

Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – фюзеляж самолета представляет собой круговой цилиндр с отклоненной на малый угол вниз носовой частью в виде эллипсоида, переходящего в конус, и незначительно поднимающейся вверх оживальной хвостовой оконечностью. Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – фюзеляж самолета представляет собой круговой цилиндр с отклоненной на малый угол вниз носовой частью в виде эллипсоида, переходящего в конус, и незначительно поднимающейся вверх оживальной хвостовой оконечностью. Фото: С. Журавлев

- из цилиндрической средней части фюзеляжа выступают каплевидный фонарь кабины с переменным сечением, в основной части образованным дугами окружности, и узким гаргротом за ней до форкиля – его сечение постоянное по длине полукруглое, а также двух узких обтекателей пушек, сечение которых также переменное дуговое;

Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 в Зале конструкций самолетов ХАИ – закабинный гаргрот. Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 в Зале конструкций самолетов ХАИ – закабинный гаргрот. Фото: С. Журавлев

- зацело с фюзеляжем сделаны внутренние подкосы крыла (см. этот раздел ниже);

- фюзеляж состоит из съемного в эксплуатации носового радиопрозрачного обтекателя, нескольких стыкуемых продольно неразъемно отсеков и дюралевого съемного хвостового обтекателя;

- носовой радиопрозрачный обтекатель РЛС представляет собой клееную в оснастке пространственную конструкцию из двух слоев текстолита с пропитанными бумажными сотами между ними, ограниченную со стороны открытого заднего обреза сборным круговым ободом из дюралевых профилей, которым он крепится к шп. №1 на болтах;

Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – носовой радиопрозрачный обтекатель антенны РЛС. Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – носовой радиопрозрачный обтекатель антенны РЛС. Фото: С. Журавлев
Носовой радиопрозрачный обтекатель антенны РЛС, вид изнутри, вырез сделан для показа его трехслойной конструкции из текстолита и пропитанных клеем сот из бумаги. Фото: С. Журавлев
Носовой радиопрозрачный обтекатель антенны РЛС, вид изнутри, вырез сделан для показа его трехслойной конструкции из текстолита и пропитанных клеем сот из бумаги. Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – металлическая обечайка носового радиопрозрачный обтекателя антенны РЛС, вид изнутри. Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – металлическая обечайка носового радиопрозрачный обтекателя антенны РЛС, вид изнутри. Фото: С. Журавлев

- под радиопрозрачным обтекателем РЛС в негерметичной зоне снаружи шп. №1 установлена рама крепления антенного блока РЛС;

Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – сферический гермошпангоут №1 фюзеляжа и рама крепления антенного блока РЛС. Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – сферический гермошпангоут №1 фюзеляжа и рама крепления антенного блока РЛС. Фото: С. Журавлев

- все отсеки фюзеляжа за обтекателем РЛС представляют собой стрингерные полумонококи с работающей обшивкой, проем кабины, все ниши и люки в них имеют силовые замкнутые окантовки;

- силовой набор фюзеляжа состоит из силовых и рядовых шпангоутов, двух установленных в зоне СГФ поперечных лонжеронов для крепления консолей крыла (см. ниже, угол между плоскостью, проходящей через их строительные оси и СГФ равен +1 град.), стрингеров, усилений, окантовок вырезов и работающей обшивки;

Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – верхняя панель полумонококовой средней части фюзеляжа с рядовыми шпангоутами и стрингерами, вид через открытый люк ПТБ. Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – верхняя панель полумонококовой средней части фюзеляжа с рядовыми шпангоутами и стрингерами, вид через открытый люк ПТБ. Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – створка отсека ПТБ. Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – створка отсека ПТБ. Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – силовой набор хвостовой части фюзеляжа, вид изнутри. Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – силовой набор хвостовой части фюзеляжа, вид изнутри. Фото: С. Журавлев

- силовые шпангоуты состоят из обода из прессованного профиля, сплошной или кольцевой стенки (литой для гермошпангоутов и из листового материала), стоек, а на особо нагруженных шпангоутах со сплошными стенками – еще и радиальных «лучей», стоек или траверс из прессованных профилей, а также местных усилений;

Типовой кольцевой силовой шпангоут фюзеляжа перехватчика Як-25. Фото: С. Журавлев
Типовой кольцевой силовой шпангоут фюзеляжа перехватчика Як-25. Фото: С. Журавлев

- часть силовых шпангоутов фюзеляжа имеет коробчатое сечение со сборными поясами, которые служат и стенками;

- рядовые шпангоуты представляют собой сборные кольца коробчатого, швеллерного или уголкового сечения (в зонах вырезов они могут быть разомкнуты, опираясь на их окантовки) из прессованных профилей;

Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – вид по полету через открытый люк ПТБ на шпангоут, ограничивающий отсек ПТБ спереди. Внизу снимка силовой шпангоут с коробчатым сечением, дальше идут рядовые шпангоуты, а за ними – снова силовой со сплошной («глухой») стенкой. Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – вид по полету через открытый люк ПТБ на шпангоут, ограничивающий отсек ПТБ спереди. Внизу снимка силовой шпангоут с коробчатым сечением, дальше идут рядовые шпангоуты, а за ними – снова силовой со сплошной («глухой») стенкой. Фото: С. Журавлев

- передний поперечный лонжерон фюзеляжа коробчатый, состоит из верхнего и нижнего поясов из катанных профилей, двух стенок, диафрагм между ними и установленных на концах выступающих за обрез фюзеляжа проушин, к которым крепятся правая и левая ОЧК по своим передним лонжеронам;

- передний поперечный лонжерон фюзеляжа крепится к закабинному гермошпангоуту сзади неразъемно;

- задний поперечный лонжерон фюзеляжа коробчатый, состоит из верхнего и нижнего поясов из катанных профилей, двух стенок, диафрагм между ними, установленных в месте выхода за обрез фюзеляжа проушин, к которым крепятся правая и левая ОЧК по своим задним лонжеронам, а также внутренних подкосов, заканчивающихся цапфами;

Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – силовой набор средней части фюзеляжа, вид через открытый люк ПТБ по полету. Зеленым покрашен задний поперечный лонжерон фюзеляжа, переходящий во внутренние подкосы ОЧК. Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – силовой набор средней части фюзеляжа, вид через открытый люк ПТБ по полету. Зеленым покрашен задний поперечный лонжерон фюзеляжа, переходящий во внутренние подкосы ОЧК. Фото: С. Журавлев

- внутренний подкос каждого полукрыла является продолжением заднего поперечного лонжерона фюзеляжа и крепится к каркасу крыла только цапфой, входящей в узел на стыке переднего лонжерона ОЧК и силовой нервюры, поддерживающей внутренний борт мотогондолы и коромысла крепления двигателя;

Силовой набор средней части фюзеляжа и выступающий из нее внутренний подкос левого полукрыла. Он крепится к каркасу крыла только цапфой, входящей в узел на стыке переднего лонжерона ОЧК и силовой нервюры, поддерживающей внутренний борт мотогондолы и коромысла крепления двигателя. У выхода подкоса из фюзеляжа видны отверстия крепления заднего лонжерона ОЧК. Фото: С. Журавлев
Силовой набор средней части фюзеляжа и выступающий из нее внутренний подкос левого полукрыла. Он крепится к каркасу крыла только цапфой, входящей в узел на стыке переднего лонжерона ОЧК и силовой нервюры, поддерживающей внутренний борт мотогондолы и коромысла крепления двигателя. У выхода подкоса из фюзеляжа видны отверстия крепления заднего лонжерона ОЧК. Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – силовой набор средней части фюзеляжа и внутренний подкос крыла, на его стенке наклепана закладная табличка с отштпмованным серийным номером машины. Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – силовой набор средней части фюзеляжа и внутренний подкос крыла, на его стенке наклепана закладная табличка с отштпмованным серийным номером машины. Фото: С. Журавлев

- у выхода подкосов из фюзеляжа вделаны массивные стальные проушины с отв. крепления заднего лонжерона ОЧК;

- в носовой части фюзеляжа размещены блоки РЛС и часть другого БРЭО и АО, а также частично ниша передней опоры шасси – она продолжается и в среднюю часть фюзеляжа;

- ниша ПОШ закрывается тремя створками – одной передней и двумя боковыми;

Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – ниша передней опоры шасси, вид по полету. Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – ниша передней опоры шасси, вид по полету. Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – боковые створки ниши передней опоры шасси, вид изнутри. Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – боковые створки ниши передней опоры шасси, вид изнутри. Фото: С. Журавлев

- шпангоут №1 герметичный, состоит из обода с отв. для крепления носового обтекателя и массивной литой стенки – в основной своей части она представляет собой сегмент сферы большого радиуса, а в центре сделано цилиндрическое углубление, подкрепленное спереди шестью сходящимся на центральной бобышке «лучами» внутри него, а сзади – «лучами» между ним и ободом шпангоута, в нем сделаны отв. для прохода фидеров к антенне РЛС (через герморазъемы);

- для монтажа оборудования в отсеке НЧФ установлены рамы, для доступа к нему для установки и обслуживания сделаны герметичные люки по правому и левому борту;

Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – люк доступа к оборудованию в левом борту НЧФ. В проеме внутри видна крышка правого люка. Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – люк доступа к оборудованию в левом борту НЧФ. В проеме внутри видна крышка правого люка. Фото: С. Журавлев

- в средней части фюзеляжа размещены герметичная кабина экипажа, закабинный и нижние отсеки оборудования, под ними – ниша передней опоры шасси (она начинается в НЧФ) и две орудийных установки, за кабиной – баки топливной системы (в т.ч. подвесной в закрываемой одной створкой на петлях отсеке), ниша основной опоры шасси, по бортам задней части этого агрегата установлены два тормозных щитка, в этой зоне проходят коммуникации всех систем самолета;

Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – нижние отсеки оборудования в средней части фюзеляжа. Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – нижние отсеки оборудования в средней части фюзеляжа. Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – боковые панели отсека ПТБ средней части фюзеляжа, вид через открытый люк. Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – боковые панели отсека ПТБ средней части фюзеляжа, вид через открытый люк. Фото: С. Журавлев

- ниша задней опоры шасси закрывается одной передней и двумя боковыми створами со стыком их по ПСС;

- отсек ПТБ закрывается одной створкой, подвешенной на петлях по правому борту;

Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – силовой набор средней и хвостовой частей фюзеляжа. Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – силовой набор средней и хвостовой частей фюзеляжа. Фото: С. Журавлев

- кабина экипажа герметичная, ограничивается силовыми шпангоутами, боковые стенки двойные в верхней части и одинарные в нижней, пол одинарный, сверху закрыта прозрачным фонарем;

- фонарь кабины состоит из переднего козырька и сдвижной части;

Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – фонарь кабины. Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – фонарь кабины. Фото: С. Журавлев

- козырек фонаря кабины состоит из сборного каркаса, наклонного плоского лобового бронестекла и двух боковых стекол двойной кривизны;

Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – козырек фонаря кабины экипажа. Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – козырек фонаря кабины экипажа. Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – козырек фонаря кабины экипажа, вид изнутри на установку лобового бронестекла. Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – козырек фонаря кабины экипажа, вид изнутри на установку лобового бронестекла. Фото: С. Журавлев

- сдвижная часть кабины летчика состоит из силового каркаса, установки роликов, двух стекол двойной кривизны и легкой дюралевой задней части;

- сдвижная назад часть фонаря кабины имеет пневматическое и резервное ручное открытие, а также устройство аварийного сброса в полете;

Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – передняя часть фонаря кабины экипажа. Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – передняя часть фонаря кабины экипажа. Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – остекление сдвижной части фонаря кабины экипажа, вид снаружи. Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – остекление сдвижной части фонаря кабины экипажа, вид снаружи. Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – металлическая панель сзади сдвижной части фонаря кабины экипажа, вид изнутри против полета. Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – металлическая панель сзади сдвижной части фонаря кабины экипажа, вид изнутри против полета. Фото: С. Журавлев

- возможна установка сдвижной части фонаря кабины в положения «закрыто» (с герметизацией, после установки рычаг ставится в нейтраль), «открыто» и «приоткрыто»;

- сдвижная часть фонаря кабины в своей передней части навешена на двух роликах, которые при открытии и закрытии катаются по направляющим вдоль бортов кабины, а сзади – на одном ролике, который движется по направляющей, установленной в закабинном гаргроте по ПСС;

Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 в Зале – направляющая заднего ролика сдвижной части фонаря кабины экипажа. Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 в Зале – направляющая заднего ролика сдвижной части фонаря кабины экипажа. Фото: С. Журавлев

- при аварийном сбросе отстыковываюся передние ролики, толкатель приподнимает сдвижную часть фонаря кабины над козырьком, отстыковывается задний ролик и поток срывает ее вверх и назад;

- правый и левый тормозные щитки зеркально симметричны;

Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – установка тормозного щитка на хвостовой части фюзеляжа. Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – установка тормозного щитка на хвостовой части фюзеляжа. Фото: С. Журавлев

- силовой набор тормозного щитка состоит из трех лонжеронов, 6 нервюр, соединенных силовой обшивкой, и диафрагмы в корневой части, его внешняя обшивка входит в силовую схему – работающая;

- тормозной щиток крепится на роликах по краям корневой части, которые при открытии смещаются назад по направляющим между двумя шпангоутами СЧФ и на двух шарнирах к штоку привода через раму, которая его выдвигает (при этом сам щиток смещается на роликах назад), при уборке он смещается вперед входит в нишу в задней части СЧФ вместе с этой рамой заподлицо с обводами фюзеляжа;

Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – конструкция и крепление тормозного щитка. Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – конструкция и крепление тормозного щитка. Фото: С. Журавлев

- в хвостовой части находятся баллоны воздушной и кислородной систем, основная часть блоков БРЭО, аккумуляторные батареи и другое оборудование;

- на последнем шпангоуте, замыкающем ХЧФ, установлен кронштейн для оборудования;

- хвостовой кок состоит из трех шпангоутов, двух стрингеров и двух половин обшивки двойной кривизны (все – Д16Т на заклепках);

Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – последний шпангоут хвостовой части фюзеляжа, к которому крепится съемный хвостовой кок. Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – последний шпангоут хвостовой части фюзеляжа, к которому крепится съемный хвостовой кок. Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – съемный хвостовой кок фюзеляжа. Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – съемный хвостовой кок фюзеляжа. Фото: С. Журавлев

- на поверхности фюзеляжа имеются многочисленные люки доступа к размещенным внутри него системам, оборудованию и вооружению;

Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 в Зале конструкций самолетов ХАИ – люки доступа в отсек оборудования и к штуцерам зарядки кислородом по левому борту в хвостовой части фюзеляжа Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 в Зале конструкций самолетов ХАИ – люки доступа в отсек оборудования и к штуцерам зарядки кислородом по левому борту в хвостовой части фюзеляжа Фото: С. Журавлев

- на поверхности фюзеляжа имеются воздухозаборники и выходы воздуха для питания и систем самолета и вентиляции отсеков.

Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – воздухозаборники и выходы воздуха на фюзеляже. Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – воздухозаборники и выходы воздуха на фюзеляже. Фото: С. Журавлев

Оперение:

- самолет имеет однокилевое оперение обычного типа, установленное на ХЧФ, состоит из горизонтального и вертикального оперения;

- крестообразная схема оперения повышает его аэродинамическую эффективность и позволила снизить площадь, вес и нагрузки на фюзеляж, облегчив его;

Серийный барражирующий перехватчик Як-25 в ЦБП Авиации ПВО в Савостлейке – оперение. Фото: архив В. Богатова
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 в ЦБП Авиации ПВО в Савостлейке – оперение. Фото: архив В. Богатова

- КСС всех частей стабилизатора и киля такая же, как у консоли крыла, а РВ и РН – как у элерона;

- аэродинамический профиль ГО симметричный ламинарный умеренной относительной толщины (больше, чем у крыла тип профиля – см. табл. размеров ГО);

- консоли ГО на виде в плане имеют трапециевидную форму со значительной стреловидностью (45 град. по линии ¼ хорд – такая же, как и у крыла) и умеренным сужением, законцовка – дуга переменной кривизны, его размеры и регулировочные данные – см. табл. ТТХ;

- угол установки ГО -1°30’, поперечного V нет;

- ГО состоит из стабилизатора и РВ, каждый из этих агрегатов в свою очередь состоит из двух симметричных независимых половин;

Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – вид сверху на правую консоль стабилизатора. Вырез на законцовке стабилизатора и РВ сделан в учебных целях, чтобы показать их конструкцию. Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – вид сверху на правую консоль стабилизатора. Вырез на законцовке стабилизатора и РВ сделан в учебных целях, чтобы показать их конструкцию. Фото: С. Журавлев

- силовой набор консоли стабилизатора состоит из двух лонжеронов, рядовых и силовых нервюр, расположенных перпендикулярно оси жесткости киля, а также силовых нервюр, расположенных по потоку – бортовой и концевой, а также стрингеров, идущих по образующей поверхности обшивки;

- каждая консоль стабилизатора крепится в своей передней части одной проушиной на своем переднем лонжероне (ее высота составляет примерно 2/3 высоты стабилизатора в этом месте, ось вертикальна) к двум проушинам на переднем лонжероне киля;

- каждая консоль стабилизатора крепится своим задним лонжероном к установленному на киле внутреннему подкосу (см. киль) тремя горизонтальными болтами (два по поясам и один входит в бобышку, установленную на стенке л-на на уровне нейтральной оси л-на), а передним – к цапфе на конце этого внутреннего подкоса в месте соединения переднего л-на стабилизатора и его косой нервюры №3, на резьбовой конец цапфы ставится гайка;

Крепление правой консоли стабилизатора к лонжеронам киля и установленному на нем внутреннему подкосу. Фото: С. Журавлев
Крепление правой консоли стабилизатора к лонжеронам киля и установленному на нем внутреннему подкосу. Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – передний ухо-вильчатый узел крепления левой консоли стабилизатора к килю и задний узел, представляющий собой внутренний подкос. Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – передний ухо-вильчатый узел крепления левой консоли стабилизатора к килю и задний узел, представляющий собой внутренний подкос. Фото: С. Журавлев

- стыки консолей ГО с килем закрыты дюралевыми штампованными обтекателями с малыми радиусами перехода от обводов киля к обводам ГО (они постепенно увеличиваются до дистанции заднего л-на стабилизатора, а дальше переходят в заостренный к хвостовой части веретенообразный стекатель, незначительно выступающий за контур ВО;

- силовой набор РВ подобен элерону;

- каждая половина РВ навешена на свою консоль стабилизатора на трех шарнирных узлах – корневой совмещен с качалкой его привода, средний и концевой имеют промежуточные звенья для компенсации погрешностей установки и деформаций, возникающих в полете;

- на каждой половине РВ установлен триммер-сервокомпенсатор, на задней кромке которого наклепана регулировочная пластина;

Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – триммер-сервокомпенсатор РВ с наклепанной по задней кромке регулировочной пластиной. Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – триммер-сервокомпенсатор РВ с наклепанной по задней кромке регулировочной пластиной. Фото: С. Журавлев

- вертикальное оперение состоит из основной верхней поверхности над фюзеляжем и подфюзеляжного киля (гребня);

- аэродинамический профиль основной верхней поверхности ВО симметричный ламинарный умеренной относительной толщины (больше, чем у крыла тип профиля – см. табл. размеров ВО);

- верхняя поверхность ВО по форме на виде в плане состоит из двух трапеций с изломом по передней кромке в верхней точке форкиля и задней кромкой с постоянной положительной стреловидностью;

- киль состоит из форкиля, который сделан зацело с фюзеляжем как продолжение его гаргрота (он имеет переднюю кромку с большой стреловидностью по передней кромке, что повышает эффективность ВО, особенно на больших углах атаки) основной части и законцовки;

- основная часть киля трапециевидная с большой стреловидностью (на 10 град. по линии четвертей хорд больше, чем у ГО и крыла) для увеличения плеч оперения и сохранения его эффективности с развитием волнового кризиса на больших числах М;

Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – основная часть верхнего киля с рулем направления. Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – основная часть верхнего киля с рулем направления. Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 в зале конструкций самолетов в ХАИ – форкиль. Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 в зале конструкций самолетов в ХАИ – форкиль. Фото: С. Журавлев

- контур законцовки верхней части киля образован дугой переменной кривизны;

- конструктивно основная часть киля цельная;

- силовой набор основной части киля состоит из трех лонжеронов (см. ниже), верхней стенки, расположенных по потоку силовых нервюр, рядовых нервюр (под прямым углом к оси жесткости киля), стрингеров (по образующей внешней поверхности) и силовой работающей обшивки;

- главный средний лонжерон идет на всю высоту киля и выступает за корневую нервюру киля вниз и, стыкуясь с силовым шпангоутом фюзеляжа, образует с ним и корневой нервюрой киля жесткий треугольник;

- передний лонжерон идет на всю высоту киля, стыкуется с силовым шпангоутом фюзеляжа узлом на его верхнем поясе;

- задний лонжерон идет только до 2-й силовой нервюры, стыкуется с силовым шпангоутом фюзеляжа узлом на его верхнем поясе;

- верхняя стенка идет только от 3-й силовой нервюры до концевой нервюры, стыкуясь с ними;

- левая и правая обшивки основной части киля имеют проемы;

- законцовка киля представляет собой жесткую конструкцию, выклеенную из текстолита и усиленную по нижнему обрезу дюралевым ободом подобно носовому обтекателю РЛС, она радиопрозрачная и под ней установлена антенна радиостанции;

Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – верхняя радиопрозрачная часть киля. Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – верхняя радиопрозрачная часть киля. Фото: С. Журавлев

- РН состоит из двух секций – под ГО и над ним, на нижней секции РН установлен триммер;

- силовой набор одной секции РН состоит из лонжерона, стенки в месте установки триммера, нервюр, установленных перпендикулярно оси жесткости агрегата (за исключением крайних) и стрингеров, обшивка работающая;

- триммер-сервокомпенсатор установлен только на нижней секции РН;

Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – силовой набор киля и нижнее звено руля направления. В его передней кромке – люки доступа к электродвигателю триммера и к переднему наконечнику его тяги. Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – силовой набор киля и нижнее звено руля направления. В его передней кромке – люки доступа к электродвигателю триммера и к переднему наконечнику его тяги. Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 в зале конструкций самолетов в ХАИ – верхнее звено РН. Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 в зале конструкций самолетов в ХАИ – верхнее звено РН. Фото: С. Журавлев

- подфюзеляжный гребень радиопрозрачный – под ним установлена антенна радиовысотомера;

- профиль подфюзеляжного гребня в основной части тонкий «плоский», в передней и задней частях он сужается, контур – дуги малого одинакового везде радиуса, боковая поверхность в зоне установки антенны РВ имеет утолщение;

- форма подфюзеляжного гребня на виде в плане удлиненная, образована дугой переменной кривизны;

- подфюзеляжный гребень представляет собой пустотелую выклейку из текстолита на дюралевой корневой обечайке, по контуру он усилен также формованной по его форме полосой из алюминиевого сплава.

Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – передняя часть радиопрозрачного подфюзеляжного гребня. Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – передняя часть радиопрозрачного подфюзеляжного гребня. Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – задняя часть радиопрозрачного подфюзеляжного гребня с утолщением под установку антенны радиовысотомера. Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – задняя часть радиопрозрачного подфюзеляжного гребня с утолщением под установку антенны радиовысотомера. Фото: С. Журавлев

Планер самолета благодаря грамотному весовому проектированию, свойственному конструкторской школе А.С. Яковлева, получился весьма технологичным и очень легким – вес планера составлял 29% от максимального взлетного. При этом он имел хорошие аэродинамические характеристики и обеспечивал удобство обслуживания размещенных внутри систем.

Система основного управления самолетом:

- самолет имеет три независимых канала управления – по тангажу, крену и рысканию;

- поста управления два сблокированных, на рабочих местах летчика и летчика-оператора, оба они могут управлять самолетом раздельно или совместно, что позволяет использовать боевой самолет в качестве учебно-тренировочного («спарки»);

- управление по тангажу и крену выполняется стандартными РУС типа Р-4М (при этом их трубы отличаются по форме изгиба), а по курсу – педалями;

Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – установка ручки управления самолетом Р-4М и педалей в кабине летчика. Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – установка ручки управления самолетом Р-4М и педалей в кабине летчика. Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – установка ручки управления самолетом Р-4М в кабине летчика-оператора Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – установка ручки управления самолетом Р-4М в кабине летчика-оператора Фото: С. Журавлев

- во всех каналах установлены загрузочные пружины, возвращающие их в нейтральное положение после снятия усилий пилота и делающие управление вблизи нейтральных положений ощутимым по силе;

- проводка управления жесткая;

Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – тяги, идущие от ручки управления самолетом под полом кабине летчика – вид из ниши шасси. Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – тяги, идущие от ручки управления самолетом под полом кабине летчика – вид из ниши шасси. Фото: С. Журавлев

- каналы управления РВ и элеронами содержат дифференциальные качалки – одинаковое отклонение РУС в обе стороны вызывает отклонение РВ вверх больше, чем вниз, а элеронов – наоборот для уменьшения срыва потока на них;

- исполнительные механизмы системы управления – гидравлические бустеры, подключенные по необратимой схеме;

- сами бустеры входят в состав системы управления самолетом, а питающие их магистрали – в состав гидравлической системы);

Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – качалка управления РВ и тяга, идущая к ней от бустера, установленного в верхней части киля. Покрашенный желтым вал соединяет верхнюю и нижнюю части РН. Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – качалка управления РВ и тяга, идущая к ней от бустера, установленного в верхней части киля. Покрашенный желтым вал соединяет верхнюю и нижнюю части РН. Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – последние звенья системы управления элеронами в правой консоли крыла: тяга и двуплечая дифференциальная качалка, которые видны сквозь лючок, выходная тяга и качалка элерона («кабанчик»). Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – последние звенья системы управления элеронами в правой консоли крыла: тяга и двуплечая дифференциальная качалка, которые видны сквозь лючок, выходная тяга и качалка элерона («кабанчик»). Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – установка бустера системы управления рулем высоты в верхней части киля. Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – установка бустера системы управления рулем высоты в верхней части киля. Фото: С. Журавлев

- в аварийной ситуации имеется возможность автоматического или ручного отключения бустеров, при этом они запираются в нейтральных положениях и работают как жесткие тяги, а управление осуществляется усилием пилота с ограничениями по числу М, скоростному напору и перегрузке;

- управление триммерами-сервокомпенсаторами в режиме триммера электрическое, в режиме сервокомпенсатора – тягой, связывающей сервокомпенсатор с неподвижной частью каркаса (при этом сервокомпенсатор всегда отклоняется в сторону, противоположную отклонению рулевой поверхности, на которой установлен);

- все выводы подвижных частей командных рычагов и проводки системы управления из герметичной зоны герметизированы манжетами и уплотнениями из усиленной резины;

Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – качалка управления РВ и тяга, идущая к ней от бустера, установленного в верхней части киля. Покрашенный желтым вал соединяет верхнюю и нижнюю части РН. Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – качалка управления РВ и тяга, идущая к ней от бустера, установленного в верхней части киля. Покрашенный желтым вал соединяет верхнюю и нижнюю части РН. Фото: С. Журавлев

- в систему управления самолетом включен электрогидравлический автопилот АП-28, который обеспечивает полет по заданному маршруту с сохранением выбранного эшелона, стабилизируя машину как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости, корректирование траектории набором высоты, снижением или плоскими разворотами, а также производит координированные развороты с креном до 30°, чувствительными элементами служат компас ГИК-1 и гировертикаль ЦГВ, а исполнительными механизмами – рулевые агрегаты РА-5ВП.

Система управления механизацией крыла:

- обеспечивает синхронный выпуск всех секций закрылков во взлетное и посадочное положение и их уборку с надежной фиксацией;

- предположительно состоит из гидромотора (входит в эту систему, питающие магистрали – часть гидравлической системы самолета), карданных валов, зубчатых редукторов и винтовых подъемников, в конструкцию которых входят угловые зубчатые редукторы;

- управление закрылками – рукоятками на левых пультах на рабочих местах летчика и летчика-оператора.

Шасси:

- самолет имеет велосипедное шасси с двумя основными опорами под фюзеляжем (передней и задней) и двумя поддерживающими опорами на концах крыла;

- опоры шасси очень малых размеров и веса и при этом обеспечивают достаточный взлетный угол;

- передняя опора шасси балочного типа с ломающимся подкосом и встроенным в ее тело ЖГА;

Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 в зале конструкций самолетов в ХАИ – передняя опора шасси Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 в зале конструкций самолетов в ХАИ – передняя опора шасси Фото: С. Журавлев

- на ПОШ установлено одно нетормозное колесо с шиной 600х155в на креплении вилочного типа с двузвенником (шлиц-шарниром, образованным «рогом», закрепленным жестко на нижней части корпуса ЖГА и верхней частью вилки колеса, соединенных шарнирным болтом) для исключения воздействия крутящего момента на шток ЖГА и демпфером шимми, который встроен в тело стойки;

Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – вилочная установка колеса на передней опоре шасси. Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – вилочная установка колеса на передней опоре шасси. Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – шток жидкостно-газового амортизатора передней опоры шасси. Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – шток жидкостно-газового амортизатора передней опоры шасси. Фото: С. Журавлев

- ПОШ убирается в нишу фюзеляжа назад без поворота вокруг своей оси;

- задняя опора шасси также балочно-подкосного типа, но она изогнута;

- балка шасси крепится раздвоенным верхним концом шарнирно к каркасу фюзеляжа;

- задняя опора шасси убирается в нишу фюзеляжа назад без поворота вокруг своей оси;

- подкос задней опоры шасси одновременно является корпусом для ее выносного ЖГА и гидроцилиндра уборки и выпуска;

Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – задняя опора шасси, ее стойка имеет криволинейную форму. Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – задняя опора шасси, ее стойка имеет криволинейную форму. Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – шарнирное крепление штока ЖГА к балке задней опоры шасси. Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – шарнирное крепление штока ЖГА к балке задней опоры шасси. Фото: С. Журавлев

- шток подъемника задней опоры шасси соединен с каркасом фюзеляжа шлиц-шарниром (двузвенником), который исключает его проворот вокруг оси и нерасчетные нагрузки на подъемник, ЖГА и опору в целом;

Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – шарнирное крепление штока подъемника задней опоры шасси к каркасу фюзеляжа и его двузвенник. Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – шарнирное крепление штока подъемника задней опоры шасси к каркасу фюзеляжа и его двузвенник. Фото: С. Журавлев

- на задней опоре шасси на закрепленной жестко на нижнем конце рычага Т-образной оси установлены два тормозных колеса с шинами 800х225в;

- система торможения колес задней опоры пневматическая двухкамерная дисковая с антиюзовой автоматикой;

Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – правое тормозное колесо задней опоры шасси. Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – правое тормозное колесо задней опоры шасси. Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – установка колес задней опоры шасси, вид по полету. Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – установка колес задней опоры шасси, вид по полету. Фото: С. Журавлев

- система уборки и выпуска передней и задней опор шасси гидравлическая, аварийный выпуск механический под действием веса опор (при этом замки открываются предположительно подачей давления воздуха);

- замки убранного и выпущенного положения всех опор шасси гидравлические, аварийный режим открытия замков убранного положения и закрытия замков выпущенного положения – подачей давления воздуха (по др. данным – ручной);

- правая и левая поддерживающие опоры шасси балочного типа с встроенными ЖГА с «ломающимся подкосом» и двузвенником (шлиц-шарниром, их кинематическая схема и конструкция подобны ПОШ) с креплением одного нетормозного колеса малого диаметра на вилке;

- поддерживающие опоры шасси убираются назад в ниши обтекателей на концах крыла;

Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 в зале конструкций самолетов в ХАИ – правая поддерживающая опора шасси (створка ее обрезана для лучшей видимости самой опоры в учебных целях). Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 в зале конструкций самолетов в ХАИ – правая поддерживающая опора шасси (створка ее обрезана для лучшей видимости самой опоры в учебных целях). Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – механизм уборки и выпуска поддерживающей опоры шасси. Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – механизм уборки и выпуска поддерживающей опоры шасси. Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – колесо поддерживающей опоры шасси на ее вилке. Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – колесо поддерживающей опоры шасси на ее вилке. Фото: С. Журавлев

- все створки ниши передней и задней опор шасси шарнирно навешены на каркас НЧФ и связаны с их стойками тягами (передние – непосредственно одной тягой с каждой стороны стойки, боковые – несколькими тягами через качалки), при уборке и выпуске ПОШ они закрываются или открываются вместе с движением своих стоек;

Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – кинематика створок ниши передней опоры шасси. Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – кинематика створок ниши передней опоры шасси. Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – кинематика боковых створок ниши задней опоры шасси. Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – кинематика боковых створок ниши задней опоры шасси. Фото: С. Журавлев

- створка на каждой нише поддерживающей опоры шасси установлена непосредственно на ней и зарывает или отрывает свою нишу вместе с уборкой или выпуском шасси.

Система аварийного покидания самолета:

- состоит из двух катапультируемых кресел и системы аварийного сброса сдвижной части фонаря кабины (см. раздел «Фюзеляж»);

- летчик и летчик-оператор размещены на катапультируемых креслах КЯ («Кресло Яковлева» разработки ОКБ-115) шторочного типа, которые обеспечивают раздельно-последовательное аварийное покидание самолета при наличии запаса высоты и скорости свыше минимально необходимых для увода кресла от самолета, раскрытия и наполнения парашюта;

Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – катапультируемое кресло КЯ в кабине летчика. Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – катапультируемое кресло КЯ в кабине летчика. Фото: С. Журавлев

- для катапультирования необходимо отсоединиться от бортовых сетей, опустить очки, вытянуть за ручку из заголовника шторку и опустить ее на лицо для его защиты, при этом будет сброшена сдвижная части фонаря кабины, сработает механизм аварийного притяга привязных ремней;

Серийный барражирующий перехватчик Як-25 – катапультируемое кресло КЯ в кабине летчика-оператора. Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 – катапультируемое кресло КЯ в кабине летчика-оператора. Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 – заголовник катапультируемого кресла КЯ в кабине летчика. На нем висит вытянутая защитная шторка с красной ручкой катапультирования. Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 – заголовник катапультируемого кресла КЯ в кабине летчика. На нем висит вытянутая защитная шторка с красной ручкой катапультирования. Фото: С. Журавлев

- после срабатывания пиромеханизмов кресло будет расфиксировано и выброшено вверх основным пиротехническим устройством на своей спинке, при этом включается временной механизм, который после заданной задержки открывает замки привязных ремней и кресло отделяется, после чего открывается вытяжной парашют, который обеспечивает открытие основного парашюта;

- парашют укладывается в углубленную чашку сиденья;

Чашка сиденья катапультируемого кресла КЯ в кабине летчика-оператора – в нее укладывается парашют. Фото: С. Журавлев
Чашка сиденья катапультируемого кресла КЯ в кабине летчика-оператора – в нее укладывается парашют. Фото: С. Журавлев

- на спинке кресла, с его боков и на заголовнике катапультируемого кресла КЯ установлены стальные бронеплиты толщиной 6 и 10 мм.

Электрическая система:

- обеспечивает питание потребителей переменным и постоянным током (при необходимости, со стабилизацией напряжения и частоты) и их безопасное включение и отключение (в т.ч. аварийное);

- состоит из двух генераторов постоянного тока КСТГС-6000 на двигателях мощностью по 6 кВт, двух аккумуляторов 12-А30, одного генератора переменного тока СГС-7,5В на правом двигателе, преобразователей, трансформаторов, стабилизаторов и сетей;

- электросети состоят из однопроводной частично экранированной проводки с разъемами, реле, автоматов защиты сети, плавких предохранителей (вставок) и креплений жгутов;

Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – установка предохранителей электросистемы в нише передней опоры шасси. Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – установка предохранителей электросистемы в нише передней опоры шасси. Фото: С. Журавлев

- металлизация всех неподвижных и подвижных частей самолета (включая предусмотренные к этому ПКИ) для съема статического электричества входит в конструкцию этих частей, а съемники статического электричества – в конструкцию агрегатов планера;

- световое оборудование включает внутреннее освещение кабины, посадочную фару в передней створке передней опоры шасси и аэронавигационные огни на обтекателях поддерживающих опор шасси – слева с красным светофильтром, справа – с зеленым.

Гидравлическая система:

- закрытого (замкнутого) типа, обеспечивает питание потребителей (бустеры системы управления, рулевые агрегаты автопилота, привод закрылков, уборка и выпуск шасси включая замки и др.) рабочей жидкостью с заданным давлением, ее слив обратно в бак и циркуляцию;

- состоит из бака с заливной горловиной и мерным стеклом, насосов на двигателях, гидроаккумуляторов давления, датчика давления и его указателей и аварийных сигнализаторов, а также сетей нагнетания и слива;

- сети нагнетания и слива состоят из трубопроводов с арматурой, электрокранов, обратных клапанов, дросселей и клапанов постоянного давления, а также сливных кранов;

- трубопроводы сети нагнетания стальные, сети слива – из алюминиевого сплава АМГ, подключение к подвижным исполнительным механизмам и в труднодоступных местах – через армированные шланги из маслостойкой резины с обмоткой изолентой.

Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – трубопроводы гидравлической и воздушной систем, а также электрокабели в нише поддерживающей опоры шасси. Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – трубопроводы гидравлической и воздушной систем, а также электрокабели в нише поддерживающей опоры шасси. Фото: С. Журавлев

Воздушная система:

- открытого типа, обеспечивает питание потребителей (система открытия и аварийного сброса фонаря кабины, тормоза и замки шасси) сжатым воздухом с рабочим давлением до 75 атм.;

- состоит из сферического баллона, установленного на хомутах в ХЧФ, зарядного штуцера, датчика и указателя давления, а также сетей нагнетания и сброса давления.

Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – баллон сжатого воздуха в хвостовом отсеке. Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – баллон сжатого воздуха в хвостовом отсеке. Фото: С. Журавлев

Высотное оборудование:

- гермокабина вентиляционного типа с системой кондиционирования воздуха, отбираемого от компрессоров двигателей с его охлаждением до комфортной температуры и обеспечением нормальной влажности снижает утомляемость экипажа в длительном высотном полете;

- кислородная система работает весь полет, состоит из 16 сферических баллонов с жидким медицинским кислородом емкостью по 2 л и двух кислородных приборов с масками.

Приборное оборудование:

- обеспечивает пилотирование и навигацию самолета днем и ночью в т.ч. в СМУ, а также контроль его систем;

- датчики и антенны приборного оборудования размещены на планере самолета или включены в состав ПКИ, а указатели сгруппированы в кабине экипажа;

- состав пилотажно-навигационного оборудования – см. табл.

-88
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – приборная доска летчика (сами приборы сняты). Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – приборная доска летчика (сами приборы сняты). Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 в зале конструкций самолетов в ХАИ – кронштейн датчика дистанционного компаса на хвостовом шпангоуте (закрыт дюралевым коком) Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 в зале конструкций самолетов в ХАИ – кронштейн датчика дистанционного компаса на хвостовом шпангоуте (закрыт дюралевым коком) Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – обтекатель приемной антенны	радиовысотомера малых высот РВ-2 (в проекте – РВ-3, передающая антенна – в подфюзеляжном гребне). Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – обтекатель приемной антенны радиовысотомера малых высот РВ-2 (в проекте – РВ-3, передающая антенна – в подфюзеляжном гребне). Фото: С. Журавлев

Связное оборудование:

- обеспечивает двустороннюю дуплексную или симплексную радиосвязь с наземным КП и между самолетами боевого порядка, а также между членами экипажа, все – в ТЛФ-режиме;

- включает 4-канальную УКВ связную и командную радиостанцию РСИУ-3 (основные блоки установлены в ХЧФ, пульты управления – в кабине экипажа, а антенна – под обтекателем на законцовке киля), самолетное переговорное устройство СПУ-2Р (через него обеспечена связь между членами экипажа и работа на радиостанцию) и две гарнитуры, каждая из которых включает шлнемофон с наушниками и ларингофоном;

- аварийная радиосвязь в симплексном ТЛФ- и ТЛГ-режиме возможна через радиокомпас АРК-5 только на прием команд руководителя полетов.

Прицельное оборудование, система определения государственной принадлежности и вооружение:

- основным средством автономного обнаружения воздушных целей является РЛС «Сокол» (РП-6); разработана в НИИ-17 по ТЗ, выпущенному в ноябре 1951 г. для самолета Як-120; имела параболическую сканирующую антенну АР-36 диаметром 1100 мм; могла вести поиск цели в конусе с углом 76° по азимуту на дальности 30 км и 120° на дальности менее 10 км, дальность сопровождения цели – от 7000 до 350 м, длина волны 3,2 см, масса станции более 400 кг;

- для командного наведения перехватчика на цель, обнаруженную наземной РЛС, используется радиолиния (тип приемника-ответчика предположительно «Позитрон-1»);

- система определения государственной принадлежности работает совместно с РЛС и включает самолетный радиолокационный запросчик СРЗ-1 «Магний-М» и ответчик СРО-1 «Барий-М»;

Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – антенна самолетного радиолокационного ответчика СРО-2 системы определения государственной принадлежности на гаргроте за кабиной и радиопрозрачная законцовка киля, под которой установлена антенна радиостанции. Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – антенна самолетного радиолокационного ответчика СРО-2 системы определения государственной принадлежности на гаргроте за кабиной и радиопрозрачная законцовка киля, под которой установлена антенна радиостанции. Фото: С. Журавлев

- для ведения огня из орудийных установок и пуска ракет в дневное и ночное время используется автоматический стрелковый колиматорный прицел с оптическим дальномером для выдачи упреждения и гироскопической стабилизацией поля зрения АСП-3Н;

- артиллерийское вооружение включает две орудийные установки с пушками Н-37Л калибра 37 мм (модификация пушки Н-37 с локализатором) с нормальным боекомплектом по 50 патронов (на одну атаку – продолжительность непрерывной залповой стрельбы не более 5 секунд) и перегрузочным по 100;

Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – установка правой пушки Н-37Л. Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 сер. №0921 – установка правой пушки Н-37Л. Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 – передняя часть обтекателя левой пушки Н-37Л с портом ствола и отверстиями для отвода газов из локализатора. Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 – передняя часть обтекателя левой пушки Н-37Л с портом ствола и отверстиями для отвода газов из локализатора. Фото: С. Журавлев

- орудийные установки выступают за обводы фюзеляжа и закрыты веретенообразными обтекателями;

- зарядка орудийных установок – через люки на верхней части фюзеляжа за кабиной;

Серийный барражирующий перехватчик Як-25 – закрытый люк снаряжения боеприпасами правой пушки Н-37Л.  Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 – закрытый люк снаряжения боеприпасами правой пушки Н-37Л. Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 – открытый люк снаряжения боеприпасами правой пушки Н-37Л.  Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 – открытый люк снаряжения боеприпасами правой пушки Н-37Л. Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 – патронный ящик правой пушки Н-37Л. Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 – патронный ящик правой пушки Н-37Л. Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 – устройство разделения и экстракции стреляных гильз и звеньев патронной ленты правой пушки Н-37Л. Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 – устройство разделения и экстракции стреляных гильз и звеньев патронной ленты правой пушки Н-37Л. Фото: С. Журавлев

- гильзы и звенья лент при стрельбе выбрасываются через окна в нижней части обтекателей орудийных установок;

Серийный барражирующий перехватчик Як-25 – задняя часть обтекателя левой пушки Н-37Л с отверстиями для выброса стреляных гильз и звеньев ленты. Фото: С. Журавлев
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 – задняя часть обтекателя левой пушки Н-37Л с отверстиями для выброса стреляных гильз и звеньев ленты. Фото: С. Журавлев

- ракетное вооружение включает два пусковых устройства ПУ-21 для тяжелых неуправляемых реактивных снарядов С-21 (АРС-212) калибра 212 мм.

Ход выполнения эскизного проекта, постройки натурного макета и их защиты

Задаче создания барражирующего перехватчика ПВО, способного уничтожать современные самолеты стратегической бомбардировочной и разведывательной авиации, в СССР в начале 1950-х гг. придавалось первостепенное значение – по важности она была сравнима с созданием средств доставки ядерного оружия для ответного удара в случае войны с Соединенными Штатами Америки и их союзниками.

06.08.1951 г. аванпроект самолета «120» был утвержден. на совещании у Генерального секретаря ЦК КПСС Председателя Совета Министров СССР Иосифа Виссарионовича Сталина, который лично контролировал ход работ.

Выполнение эскизного проекта и постройка натурного макета самолета завершены осенью 1951 г.

По результатам защиты эскизного проекта и макета в проект был внесен ряд изменений, но все они оказались незначительны, например, площадь ВО увеличена с 5,1 до 5,329 кв.м.

10.08.51 г. выпущено Постановление Совмина СССР № 2929-1379, которое предусматривало опытное строительство самолета в двух вариантах:

- барражирующий перехватчик Як-120;

- фронтовой разведчик Як-125.

Самолет в варианте перехватчика требовалось передать на испытания первым в августе 1952 г.

Протокол защиты натурного макета был утвержден 12 декабря 1951 г.

12 декабря 1951 г. Государственная комиссия утвердила эскизный проект и натурный макет самолета «120» – Як-25. К тому времени постройка статического и первого летного его опытных образцов уже шли.

Смысл использованных в статье и таблицах определений, понятий и сокращений можно узнать, открыв наш краткий словарь по авиации и ракетной технике

Список использованных источников будет дан в последнем разделе Справочника, посвященном этому самолету

Продолжение следует

Серийный барражирующий перехватчик Як-25 в Центральном музее ВВС в Монино. Фото: архив В. Богатова
Серийный барражирующий перехватчик Як-25 в Центральном музее ВВС в Монино. Фото: архив В. Богатова

Послесловие не в тему: а теперь я как обычно предлагаю Вам, уважаемый читатель, переключить свое внимание и открыть замечательный канал Кот-ученый. Там каждый найдет то, что он ищет – разумное, доброе, вечное. Ну и, конечно, интересное!