Всемирно известный художник Илья Репин родился в 1844 году в семье военных поселян под Чугуевым, на Харьковщине. Семья знавала и бедность, и подневольные работы, и унижения; дети часто болели. Однако Илья с ранних лет увлекся рисованием и выбился-таки в люди: сам заработал на поездку в Петербург, где начал усердно учиться в Академии художеств и развивать свои способности. Что же сформировало столь творческую и целеустремленную личность?
В воспоминаниях «Далекое близкое» Илья Репин подробно рассказывает о детстве и юности, вместе с нами разбираясь в истоках своего призвания. Слушая аудиокнигу «Далекое близкое», я попыталась обобщить размышления автора и кратко назвать пять условий, которые разбудили талант художника и не позволили сбиться с намеченного пути. Такая подборка может быть полезной для нынешних родителей, да и каждому человеку любопытно сравнить свой жизненный опыт с опытом успешной знаменитости.
Любовь и грамотность матери, забота и упорство отца
Вспоминая детство, Репин говорит о ласковом характере своей матери, ее любви к сыну. Мать приохотила Илью и других детей к чтению, она была грамотная и в юности вместе со своими братьями прочла много книг из полковой библиотеки. Искренняя религиозность матери также повлияла на понимание иконописи и христианских сюжетов в живописи.
Упорство и целеустремленность достались Репину от отца. В свободное от военных повинностей время он занимался закупкой и объездкой лошадей, эта работа требовала большой сноровки и исключала разгильдяйство. Несколько опасных случаев с укрощением диких лошадей красочно описаны в воспоминаниях. Отец даже сумел заработать денег на отдельный дом для семьи, что было редкостью у военных поселян.
Яркость красок вокруг
Самым ранним воспоминанием Репина были конные трубачи, выплывавшие из белого солнечного тумана. Может быть, в тот момент кто-то сказал ему: «Посмотри, Илюша, как красиво!». Взрослея, ребенок везде видел красоту: в листве рощи, в изогнутых шеях коней, даже в отделке отцовской курительной трубки. Конечно, яркая южная природа радовала глаза. Но усилия людей – церковные росписи, украшение жилищ и улиц, праздничные наряды – тоже влияли на эмоциональность и художественное чутье.
Поощрение детского творчества
Когда Репину было лет пять, он решил сам смастерить лошадку. В ход пошли тряпочки, глина, кусочки меха, проволока. Настойчивый малыш добился своего и сделал коня, на котором даже мог сидеть. Старшие не одергивали его, а всячески поощряли и приносили подручные материалы для поделки.
Однажды Илюша вместе с сестрой придумали вырезать людей и животных из бумаги, а потом наклеивали их на окна изнутри. И так забавно у них получалось, что прохожие останавливались у их окон и удивлялись.
А когда двоюродный брат пришел в гости с акварельными красками и начал рисовать, Илюша был поражен и очарован навеки. Он стал усердно рисовать и уже не представлял свою жизнь без этого.
Ранний профессиональный старт
Подростком Репин стал участвовать в росписи церквей, был помощником у разных мастеров. А лет в пятнадцать подрядился на росписи как живописец в бригаде из нескольких человек. Самостоятельная работа, возможность творческой реализации, встречи и общение с разными людьми сказались на художественном развитии юноши. Впоследствии, когда он начал учиться в Петербурге, профессора неоднократно отмечали, что у него уже имеется значимый и полезный опыт.
Культурный круг общения
На склоне лет Репин с любовью вспоминал друзей и родственников, с которыми общался в ранней юности, до отъезда в Петербург. Молодые люди любили танцевать и иногда устраивали балы вскладчину, а еще им нравилось слушать волшебные сказки, которые рассказывал двоюродный брат. Молодежь много читала, выписывала журналы из столиц, знала имена знаменитых художников и их картины, любила обмениваться новостями и впечатлениями. Илья понял роскошь культурного общения, когда уехал на несколько недель из родных мест для заработков и был вынужден проводить много времени с мастеровыми, которые на досуге в основном пили водку и ругались.
Осознав ценность общения с интересными людьми, Репин никогда не упускал возможности знакомиться и беседовать с известными художниками, музыкантами, писателями. Он считал себя стеснительным юношей, но вместе с тем еще в студенчестве стал частым гостем в доме художника Крамского, бывал в семье композитора Серова, участвовал в дискуссиях с критиком Стасовым. А дружбу с однокашниками по Академии художеств сохранил на всю жизнь.
#дети
#воспитание #психология #художники #детство