В дизайне интерфейсов есть такое понятие как тёмный паттерн - интерфейс вводящий в заблуждение и навязывающий необязательные услуги.
В последние время все чаще встречаю его проявление. Разберём примеры
Банки 🏦
Я давно пользуюсь услугами Тинькофф банка и считаю его одним из лучших, но тут мне без моего ведома включили овердрафт и списали комиссию. Всего-то по ошибке перевёл не с того счета средства себе на личную карту больше, чем было на счету. При этом никакого оповещения об активации овердрафта не было, и узнал я об этом лишь спустя несколько дней.
Справедливости ради стоит сказать, что банк отключил все по первому требованию, но комиссию возвращать отказались, подарив два месяца бесплатного обслуживания.
Авиабилеты и сервисы бронирования ✈️
Любая покупка авиабилетов, бронирование отелей, авто сопровождается добавленной в корзину страховкой, доп. питанием и прочими «бонусами». Сама по себе услуга часто полезная, но чтобы купить без доп. услуг, требуется внимательно следить за всем, что написано на странице и снимать лишние галочки.
В продажах 🛒🛍
Плеер ру, предлагает расширенную гарантию с возможностью обмена/возврата товара, который они и так обязаны вернуть по закону о зашите прав потребителя.
Рег ру при покупке домена для сайта сразу в корзину кладёт услуги хостинга, и ещё кучу какой-то мути.
В акциях💸
Корпорации тоже любят использовать данный подход в отчётности перед инвесторами. Плохой отчёт с убытками? Не беда, раскрасим все в радостный зелёный цвет.
А какие вы тёмные паттерны встречали? Попадались на удочку?