Найти тему
Шагающий экскаватор

Лили Кинг, «Эйфория»

Страниц: 250

Оценка: 8/10

Первое издание: 2014 г.

Увлекательность: 8/10

Прописанность героев: 6/10

Сюжет: 7/10

Глубина: 8/10

Эмоции: 8/10

Несколько лет эта книга валялась у меня в списках на прочтение, но всё не доходили руки. Мне почему-то казалось, что это киберпанк: наверное, тому виной название, ассоциирующееся у меня с концепцией «high tech, low life». Вдобавок я не разглядела, что на обложке девушка изображена в некоем тропическом наряде с ожерельем из ракушек.

1930-е. Тихоокеанские тропики. Чета учёных — Нелли и Фен — изучают быт и культуру местных племён. Дело это сложное само по себе: туземцы неохотно общаются с пришлыми, не желают рассказывать о своих традициях и учить языку. Вдобавок не радует и природа: за любым кустом может притаиться ядовитая змея, очень жарко и душно, да и малярию подхватить легко. Ко всему прочему в семье тоже разлад: муж завидует, что Нелли опубликовала книгу, нашедшую признание в учёных кругах и оплатившую эту экспедицию, а потому срывается на жене и не торопится выполнять свою часть работы по сбору данных.

На приёме у местных колонистов они встречаются с Бэнксоном: таким же учёным, который помогает найти паре интересную деревню для изысканий.

В этом романе можно выделить две главные линии: сложные отношения Нелли и Фена, переросшие со знакомством с Бэнксоном в любовный треугольник, и трудности изучения культур небольших племён.

Однако получилось так, что обе эти темы не были раскрыты в достаточной степени. Они описаны вполне хорошо, чтобы быть вторичными и оттенять основное повествование. Давайте расскажу подробнее.

Первая линия — человеческих взаимоотношений. Первой в глаза бросается проблема абьюзивных отношений пары. Когда мы читаем дальше, то понимаем, откуда берётся плохое отношение Фена к жене: он завидует, что жена оказалась успешнее него, хотя в его голове сидит установка о вторичности женской роли. Даже деньги на экспедицию они получили благодаря книге, написанной Нелли, и она в экспедиции считается главной. Затем мы понимаем, насколько разные Фен и Нелли люди, насколько отличаются у них цели даже в этом общем деле. Нелли искренне заинтересована в познании чужих культур, она испытывает эйфорию, когда начинает понимать жизнь людей, которых изучает, и это чувство всегда движет ею. Именно поэтому роман так назван. А у Фена желания более приземлённые: он хочет быстрых открытий, которые принесут ему славу и деньги. Его мало волнует польза для науки и ему не особо интересна жизнь племён, которые они с женой изучают.

Бэнксон же долгое время жил в тени успехов семьи. Его отец был зоологом, братья тоже хотели изучать природу. Несмотря на относительную близость наук, родным сложно было принять, что Бэнксон решил выбрать изучение людей, а не флору и фауну. Но в конце концов всё пришло к тому, что Бэнксон занимался антропологией, изучая никому не известные народы где-то в Тихом Океане, на деньги матери. Совершенно один, окружённый людьми, говорящими на другом языке и мыслящими в других категориях, медленно сходящий с ума от одиночества.

Потом он познакомился с Нелли и Феном, и Нелли стала для него музой и учителем, показавшей, как можно найти контакт с туземцами. Но помимо благоговения перед её познаниями к нему пришла влюблённость.

Вторая линия знакомит нас с трудностями подобной полевой работы. По большому счёту, мне нечего добавить к тому, что я рассказала выше: это сложности коммуникации и природа с климатом и заболеваниями. Мы немного познакомились с обычаями пинлау. Судя по тому, что Гугл об этом племени знает только из этого же романа, его на самом деле не существует. Но тем не менее оно даёт представление о разницы в мировоззрении нашем и подобных народов: насколько отличны у нас отношения к смерти, рождению детей и суевериям.

Мне роман понравился только из-за атмосферы. Я очень ярко видела деревянную хижину антропологов, где окна затянуты москитными сетками, а на голом полу лежат влажные и не очень чистые матрасы. Я чувствовала до душноты влажный воздух, в котором даже дуновение ветра не приносит облегчения, ибо и тот раскалён и влажен. Я видела детей туземцев — шумных и подвижных, с блестящими от пота телами, ластящихся к Нелли и ждущих от неё подарков. Я видела ритуальные танцы, где раскрашенные глиной и пигментом мужчины пляшут в круге.

Несмотря на несколько ярких эмоциональных моментов роман в целом показался мне пресным. Ему не хватает большего раскрытия описанных тем и большего количества событий. Сами по себе ведь темы интересные. Но при этом я бы, наверное, со временем перечитала «Эйфорию», чтобы насладиться самобытной атмосферой.