Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! Системы железнодорожной сигнализации (в том числе светофоры) очень важны для безопасного движения поездов по этой самой железной дороге. Я уже неоднократно рассказывал про то, как устроена автоблокировка и светофорная сигнализация на Ж/Д.
Но, на всякий случай, как обычно, повторюсь, что значат показания светофоров для машиниста. Итак, зеленый огонь - впереди свободно два и более блок-участка, разрешается проследование с установленной скоростью, желтый огонь - свободен лишь один блок-участок, проследование с ограничением по скорости, красный - следующий блок-участок занят, движение запрещается (в некоторых случаях разрешается со скоростью не более 20 км/ч).
Это в общем случае, но, также, считаю важным добавить, что описанное выше - это трёхзначная автоблокировка, существует ещё четырехзначная, при ней зеленый огонь - это свободно три и более блок-участка, а также «добавляется» зелёный и желтый огни - свободно два блок-участка впереди.
И как успевает следить машинист «Сапсана»?
А теперь возвращаемся к, непосредственно, главному вопросу этой статьи - как за светофорами успевает следить машинист «Сапсана»? Ведь длина блок-участков составляет от 1 до 2,6 километров, на границах расположены светофоры, а значит эти самые светофоры мелькают каждые два километра. И это при том, что «Сапсан» движется, в среднем, 200 километров в час.
Так вот, дело в том, что помимо светофорной сигнализации, существует также и локомотивная, ещё известная как АЛС(Н). Смысл ее заключается в том, что машинист на специальном приборе в кабине (локомотивном светофоре, который уже давно интрегрирован в КЛУБ - комплексное локомотивное устройство безопасности) видит показание следующего, по ходу движения, светофора. То есть, если на локомотивном горит зеленый - значит на следующем светофоре горит зелёный. Это нужно, например, для ведения поезда в условиях плохой видимости.
Работает локомотивная сигнализация следующим образом: сигнал о показании светофора (а если быть точнее - о занятости блок-участка) кодируется и передается по рельсовой цепи в виде импульсов переменного тока. На локомотиве, перед первой колёсной парой установлены приёмные катушки, которые улавливают эти импульсы. Ну а за дальнейшую дешифровку и вывод сигнала отвечает как раз КЛУБ.
Отличительная черта «Сапсанов» и других скоростных поездов
Ну а теперь переходим как раз к разгадке. Дело в том, что для эксплуатации «Сапсанов» (а сперва для других скоростных поездов и локомотивов) была разработана специальная многозначная автоматическая локомотивная сигнализация, которая именуется АЛС-ЕН.
Смысл её заключается в том, что на комплексном локомотивном устройстве безопасности отображается не только показание следующего, по ходу движения, светофора, но и также пяти светофоров, находящихся за ним. То есть, итого, машинист может видеть показания 6 следующих светофоров. Обладая такой информацией, он имеет наиболее полное представление о «дорожной обстановке» и может принимать решения по корректировке скорости движения поезда.
Дорогие читатели, проект нуждается в вашей поддержке! Поставьте лайк этой статье и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить свежие материалы!