Найти в Дзене
ПроАвто

СМЗ С-3Д - мотоколяска от собеса

Мотоколяска - это транспортное средство, которое занимает промежуточное положение между мотоциклом и полноценным автомобилем. Первая советская инвалидная мотоколяска выпускалась на Киевском мотоциклетном заводе. В начале 50-х годов выпуском мотоколясок для инвалидов занялся Серпуховский мотоциклетный завод. Сегодня мы с вами вспомним последнюю модель "инвалидки", которую выпускал Серпуховский завод. Это модель С-3Д, которая пришла на смену модели С-3АМ с брезентовым верхом. С-3Д имел цельнометаллический кузов и уже по некоторым критериям, таким как снаряженная масса, например, уже приближался к полноценному автомобилю. Но при этом "инвалидка" оснащалась мотоциклетным мотором и КПП. Производство новой модели завод освоил летом 1970 года. Цельнометаллический сварной кузов изготавливался на механизированной поточной линии, которая позволяла увеличить количество изготавливаемых мотоколясок. Длина мотоколяски составляла меньше трех метров, а вот снаряженная масса 500 кг была сравнима с 4-ме

Мотоколяска - это транспортное средство, которое занимает промежуточное положение между мотоциклом и полноценным автомобилем. Первая советская инвалидная мотоколяска выпускалась на Киевском мотоциклетном заводе. В начале 50-х годов выпуском мотоколясок для инвалидов занялся Серпуховский мотоциклетный завод.

Сегодня мы с вами вспомним последнюю модель "инвалидки", которую выпускал Серпуховский завод. Это модель С-3Д, которая пришла на смену модели С-3АМ с брезентовым верхом. С-3Д имел цельнометаллический кузов и уже по некоторым критериям, таким как снаряженная масса, например, уже приближался к полноценному автомобилю. Но при этом "инвалидка" оснащалась мотоциклетным мотором и КПП.

"Инвалидка" С-3Д - рисунок А. Димитрова
"Инвалидка" С-3Д - рисунок А. Димитрова

Производство новой модели завод освоил летом 1970 года. Цельнометаллический сварной кузов изготавливался на механизированной поточной линии, которая позволяла увеличить количество изготавливаемых мотоколясок.

Выпуск мотоколяски продолжался до второй половины 90-х годов прошлого столетия
Выпуск мотоколяски продолжался до второй половины 90-х годов прошлого столетия

Длина мотоколяски составляла меньше трех метров, а вот снаряженная масса 500 кг была сравнима с 4-местными автомобилями, такими как Fiat Nuova, например.

Мотоколяска оснащалась мотоциклетным двигателем от мотоцикла Иж-Планета. Мотор был дефорсирован с целью увеличения его моторесурса в условиях работы в режиме перегруза.

С-3Д имела заднемоторную заднеприводную компоновку. В передней части был небольшой багажник
С-3Д имела заднемоторную заднеприводную компоновку. В передней части был небольшой багажник

За годы производства автомобиль пережил несколько "рестайлингов". В связи с введением новых ГОСТов и прочих стандартов изменились внешние световые приборы, это можно увидеть по фотографиям автомобилей разных годов выпуска. Также и двигатель, который вначале был от "Иж-Планета-2", а потом стали устанавливать мотор "Иж-Планета-3. Двигатели были двухтактными и прожорливыми.

С-3Д еще со старой задней светотехникой
С-3Д еще со старой задней светотехникой

На самом деле "мотоколяска" была плохо приспособлена к эксплуатации ее инвалидами. Неудобная эргономика, низкая надежность узлов и агрегатов - но другого в нашей стране ничего не могли предложить инвалидам, если не считать "Запорожцы" с ручным управлением, но их выпуск был мизерным и их катастрофически не хватало.

Вот такой автомобильчик, назовем мотоколяску так, мы сегодня с вами вспомнили. Сейчас эти мотоколяски можно встретить на разных выставках и ретромероприятиях, ну и в музеях тоже.

Всем спасибо за внимание!!! Подписывайтесь на наш канал, будем очень вам признательны!!! Продолжение рубрики "Рисунки автомобилей" в следующее воскресенье.