Найти тему

2 мая 1937 — дата открытия Московской детской железной дороги! Сегодня это единственная в столичном регионе детская магистраль.

1970-е годы, прибытие поезда на платформу «Школьная»
1970-е годы, прибытие поезда на платформу «Школьная»

Решение о создании детской железной дороги было принято в октябре 1935 года на слёте школьников Раменского района. После окончания учебного года в 1936 году пионеры начали самостоятельное строительство дороги. На самых тяжелых участках им помогали комсомольцы.
Уже к 7 ноября 1936 года была сдана первая очередь дороги. Были уложены 2,3 км пути, возведены временные деревянные постройки на станциях Путь Ильича (ныне станция Юность) и Школьная.

Паровоз ИС-1 на станции «Культбаза», 1940-1950 годы
Паровоз ИС-1 на станции «Культбаза», 1940-1950 годы

Дорога была торжественно открыта 2 мая 1937 года. На ней курсировали паровозы ВЛ-1 (Владимир Ленин) и ИС-1 (Иосиф Сталин).
Тогда же у юных железнодорожников началась первая производственная практика. Учебный процесс не прекращался даже в военные годы.

Маневры на станции «Пионерская», 1950-60е годы
Маневры на станции «Пионерская», 1950-60е годы

Сейчас на маршруте детской железной дороги расположены две станции — Пионерская и Юность, а также посадочные платформы Школьная и Детская. На магистрали есть все виды связи, 4 охраняемых переезда, из них 2 с автоматической светофорной сигнализацией и 2 неохраняемых, локомотивное депо.

Подготовка платформы «Школьная» к сезону движения поездов, 1970-е
Подготовка платформы «Школьная» к сезону движения поездов, 1970-е

По МДЖД в летний период курсирует фирменный поезд «Малая Московская железная дорога», состоящий из шести вагонов и тепловоза.

На МДЖД занимаются юные железнодорожники из 25 школ Люберецкого, Раменского, Воскресенского районов и города Жуковского, а также воспитанники клуба «Юный железнодорожник» из Москвы. Полный курс обучения длится 4-5 лет.

Поезд на станции «Путь Ильича», 1940-е
Поезд на станции «Путь Ильича», 1940-е

Во время обучения юные железнодорожники слушают курс лекций об устройстве железных дорог.
Во время практики в каждый рейс отправляются 25 человек. Ещё почти столько же обслуживают состав, находясь не в поезде, а на своих рабочих местах. Это кассиры, кондукторы, дежурные по станции, работники на стрелочных переводах, диспетчеры, дикторы, начальники смены, дежурные по переезду.

Поезд «Дружба» отправляется со станции "Пионерская", 1960-1970е годы
Поезд «Дружба» отправляется со станции "Пионерская", 1960-1970е годы

На детскую железную дорогу принимаются школьники с 5-го класса. Занятия по профориентации проводятся на базе общеобразовательных школ и детской железной дороги. Кружки «Юный железнодорожник» работают с октября по май, практические занятия по знакомству с профессиями проводятся с мая по август.

Фото: Александр Саверкин, 2 июня 2021  
Воспитанники МДЖД прошли практику дублёрами проводников в поезде «Стриж» маршрута Москва – Нижний Новгород – Москва.
Фото: Александр Саверкин, 2 июня 2021 Воспитанники МДЖД прошли практику дублёрами проводников в поезде «Стриж» маршрута Москва – Нижний Новгород – Москва.

Исторические фото публикует сообщество Московской детской железной дороги.
#историческая_дата