Найти тему
АРТистократия

Русская майолика на фасаде и в интерьере

Оглавление

У русской майолики было два «золотых века» — два исторических периода, когда она становилась ключевым трендом декора. Впервые это произошло в XVII веке: в годы царствования Алексея Михайловича искусство поливной керамики — или, как тогда говорили, «ценинного дела» — достигло настоящего расцвета. В те годы в Москве жил и работал знаменитый Степан Полубес, изразцовых дел мастер. Многоцветная керамика была повсюду: во дворцах и боярских палатах появились роскошные изразцовые печи, но видеть их могли только избранные. А вот пышный керамический декор церквей был виден всем — только голову запрокинь! Нам и сегодня доступна эта привилегия — в Москве, Ярославле и других старинных российских городах сохранилось немало храмов и монастырей, снаружи и изнутри украшенных изразцами XVII века.

-2
-3
-4
Работы Степана Полубеса
Работы Степана Полубеса

Печные изразцы

Майолика — искусство душевное, теплое, а самый теплый (во всех смыслах) вид майолики — это печной изразец. Печь — это родной очаг, сердце дома, поэтому так хочется украсить ее яркой расписной керамикой! Хотите увидеть русскую изразцовую печь во всем ее великолепии? Сходите на экскурсию в музеи Московского кремля или в бывшую усадьбу царя Алексея Михайловича на Измайловском острове. Сохранились изразцовые печи XVII века и в некоторых московских церквях. Сказочное многоцветье, пышность убранства — настоящий русский стиль!

-6
-7

В петровскую эпоху рельефные русские изразцы уступили место гладким — по голландскому образцу. Архитектурные стили двух последующих столетий керамических украшений не жаловали, и русская майолика на время ушла с фасадов. Тем ярче было ее триумфальное возвращение на рубеже XIX-XX веков!

Абрамцево

Ренессанс русской майолики связан с именем мецената Саввы Мамонтова — одного из российских последователей движения «Искусства и ремесла», основанного Уильямом Моррисом. В 1889 году в подмосковной усадьбе Мамонтова Абрамцево появилась керамическая мастерская, где выдающиеся русские художники — в том числе Поленов, Коровин, Врубель — получили возможность экспериментировать с различными технологиями майолики. Результат их работы произвел настоящий фурор: изделия и декор из глазированной керамики стали модными и востребованными, а архитекторы и подрядчики вновь захотели украшать дома изразцами и майоликовыми панно.

-8
-9
Работы Врубеля
Работы Врубеля

В 1896 году Мамонтов построил в столице завод, где были созданы все майоликовые шедевры московского модерна: 24 панно для фасадов отеля «Метрополь» (включая знаменитую «Принцессу Грезу» Врубеля).

Фасад отеля "Метрополь"
Фасад отеля "Метрополь"

Фриз и панно для здания Ярославского вокзала по эскизам Коровина, майоликовый декор для здания Третьяковской галереи по эскизам Васнецова, панно для дома Соловьева в Хлебном переулке... Всего не перечислить в одной статье — это одна из самых щедрых страниц в истории нашего декоративного искусства.

Фасад Третьяковской галереи
Фасад Третьяковской галереи
Дом архитектора Соловьева
Дом архитектора Соловьева

Искусство керамистов во многом сформировало представления о русском стиле — многоцветном, щедром и роскошном. Прикосновение к этому искусству — настоящий источник радости. Если станет грустно на душе, советуем сходить на экскурсию по «изразцовым местам» в вашем городе. Делитесь впечатлениями и фотографиями в соцсетях и отмечайте нас — @арт_истократия

Люди должны увидеть красоту русской майолики!

#артистократия #майолика #абрамцево #врубель #русский дизайн #искусство #декор