В 1906 году французское военно-морское министерство объявило конкурс на создание подводной лодки «дальнего плавания». К конкурсу было допущено 4 разных подводных лодки. Одна из них был с паровой машиной для надводного хода и называлась «Архимед». Как оказалось в будущем, что наиболее удачным и удачливым из всей этой «коллекции 1906 года» оказался именно паровой «Архимед», спроектированный инженером кораблестроителем Жюльеном Юттером.
Паровая подводная лодка была заложена на верфи в Шербуре в январе 1908 года. 4 августа 1909 года новейший подводный корабль спустили на воду и после недолгого оснащения субмарина она была введена в состав флота.
Конструкция подводной лодки описывается таким образом:
Отсек управления и аккумуляторных батарей. Впервые во французском подводном флоте аккумуляторные батареи размещались в полностью водонепроницаемом отделении под главной палубой из 5-мм стали. На главной палубе находился также впервые полноценно спроектированный центральный пост управления, три каюты командира и офицеров, рабочий кабинет командира, он же выполнял функции кают-компании, камбуз, кубрик матросов и два гальюна — офицерский и для нижних чинов.
Носовой отсек был образован шестью цистернами для нефти общим объёмом 12,7 куб м. Стенки цистерн выполняли функцию водонепроницаемых переборок, между ними немного правее оси судна был сделан узкий проход в следующий отсек.
В машинно-котельном отсеке было установлено два нефтяных двухколлекторных котла «Дю Тампль», чьи дымоходы соединялись в одну дымовую трубу. В отличие от «Плювиозов» котлы были изолированы от обслуживающего персонала, все приборы управления располагались на внешних стенках котельных отделений. Нефть к форсункам котлов подавалась насосом через фильтр и проходила через подогреватель, нагреваясь до 110°C. В этом же отсеке размещалась расходная цистерна топлива на 1,5 куб м. Две вертикальные трёхцилиндровые паровые машины тройного расширения с принудительной смазкой располагались симметрично и работали каждая на свой гребной вал. Максимальная мощность одной машины — 844 л.с.
В отсеке гребных электродвигателей под проницаемой палубой размещались два гребных электродвигателя «Бреге» максимальной мощностью 610 л.с. каждый. На палубе находились посты управления электромоторами.
Кормовой топливный отсек из девяти цистерн общим объёмом 13,8 куб м нефти был аналогичен по устройству носовому.
В концевом кормовом отсеке размещались компрессоры, кубрик старшин с гальюном и электродвигатели управления кормовыми вертикальными и горизонтальными рулями.
Артиллерийское вооружение на подлодке не предусматривалось. «Архимед» обладал всеми характерными конструктивными особенностями французских подводных лодок той эпохи, в том числе очень низкую ходовую рубку, окружённую приподнятой надстройкой - волнорезом. В этой надстройке были размещены входные люки, шахты вентиляции и перископов, в водонепроницаемом кожухе были установлены стационарная дымовая труба и дополнительная выдвижная труба.
В целом результаты испытаний, завершившихся в сентябре 1911 года, полностью удовлетворили приёмную комиссию — флот получил хорошо вооружённую субмарину, способную пройти 800 миль на 15 узлах или до 3000 миль на 10 узлах — при предусмотренном дополнительном приёме топлива в балластные цистерны. В подводном положении «Архимед» также уверенно покрывал необходимые 40 миль, поддерживая максимальную скорость 9–10 узлов в течение 4,5 часов, а при экономичной скорости 4 узла лодка могла находиться под водой 30 часов и пройти 120 миль.
Единственным существенным недостатком, отмеченным комиссией, было наличие только одного водонепроницаемого торпедного аппарата и отсутствие кормового торпедного аппарата.
Уже 6 августа, спустя неделю реальной напряжённой строевой службы, командование ожидал сюрприз — командир субмарины доложил, что «котлы высказывают признаки усталости», и уже никто не поручится за надёжность торпед в открытых торпедных аппаратах, неделю подвергавшихся воздействию морской воды. Во время одного из учебных походов во время шторма удары волн намертво заклинили выдвижную дымовую трубу, и нещадно дымивший «Архимед», у которого вышел из строя и конденсатор правой машины, полностью потерял способность погружаться.
После относительно успешного плавания в большой шторм «Архимед» получил много повреждений. Вот перечисление таких повреждений: требовались замена конденсатора и ремонт клапанов питательного насоса, был сломан зубчатый сектор румпеля, погнут люк дымовой трубы. От ударов волн погнулись верхние защитные крышки двух палубных торпедных аппаратов и волнорезный щиток торпедного аппарата в форштевне — по сути, после шторма корабль мог использовать только четыре кормовых аппарата, при этом их надёжность тоже была под вопросом. Действия экипажа в походе были оценены капитаном как превосходные. Но- в итоге, все поломки от жестокого шторма были устранены и "Архимед" благополучно вернулся к морской службе.
В 1914 году после вступления Франции в мировую войну, «Архимед» оказался самым результативным подводным кораблем Франции. Он потопил три корабля австро-венгерского флота. Вызывает и уважение география его боевой службы: Ла-Манш, Северное море, Средиземное море, Атлантический океан.
В итоге - в войну подводные силы Франции имели примерно с десяток паровых лодок типа "Плювиоз" и один более совершенный паровой "Архимед".
В заключение необходимо отметить, что, несмотря на ставшие очевидными во время войны пороки и бесперспективность конструкции подводной лодки с паровой машиной, французские моряки остались благодарны своим паровым субмаринам и прозорливости Лобёфа. На протяжении почти всей войны французские «подводные пароходы» оказывались надёжнее своих дизельных собратьев, которые постоянно имели проблемы с двигателями. Если бы не паровые лодки, то в первой половине войны адмиралы Франции могли лишиться боеспособных подводных лодок. При анализе соотношения времени пребывания «не в строю» по техническим причинам паровые субмарины выиграли у дизельных лодок с показателем 31,2% против 42%. Таким образом, они выполнили свою роль и позволили французскому дизелестроению иметь срок на лечение своих моторных «детских болезней» и позволили французскому подводному флоту вообще принимать участие в Первой мировой войне.
После окончания войны «Архимед» перевели в резерв флота, а 12 ноября 1919 года окончательно исключили из списков флота. В 1921 году бывшую гордость французского подводного флота продали в Тулоне на металлолом за 47 000 франков.