Найти тему

О любви. К метафорам

Использование метафор- занятие антинаучное. И мною лично - сильно любимое.

Метафора - μεταφορά «перенос; переносное значение», от μετά «над» + φορός «несущий». Эта госпожа нас возвышает над бренным и прозаичным.

Аристотель Стагирит считал, что использование метафор оправдано в контексте поэтики и риторики, при этом слово для метафорического употребление должно быть взято из схожей области предметов, но не слишком явно. Возникает аналогия при помощи этого "необычного" слова, которое должно отличаться от слова "общеупотребительного".

Данная риторическая приправа, конечно, должна использоваться с осторожностью и надлежащим образом. Цицерон предостерегал от чрезмерного употребления метафор, сравнивая их с красивой одеждой, которая носится соответственно случаю.

В средние века, во время споров универсалистов и номиналистов, метафора воспринималась как своеобразное тропирование или- комментирование текста. В метафоре соприкасаются божественный логос и человеческое слово. В дальнейшем, эпоха Просвещения относилась к метафорическим выражениям лишь как к средству поэтической речи. Что, впрочем, не мешало развиться метафоричности высказывания в сфере искусства в эпоху барокко, своеобразно затрагивая даже музыкальный язык. "Теория аффектов" в музыке - носит черты определённой метафоричности, несмотря на то, что музыкальный язык вообще-то-вещь спорная. Всё же, в музыке нет закреплённого значения за последовательностью звуков. Да и вряд ли такое возможно.

В ХХ веке, эпоха постмодернизма вернулась к метафоре с обостренным интересом. Жак Деррида (1930–2004) создал целую теорию метафор, разделяя их на живые и мертвые, эффективные и стертые, активные и пассивные, горящие и погасшие метафоры. Метафора деконструируется до ритмической структуры, что так явно прослеживается философом на примере текста "Улисса" Д.Джойса.

#философия #книги искусство #Деррида